Тел.факс: +7(831)437-66-01
Факторинг  Китайский менталит 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 [ 18 ] 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39

шена задача доведения к 2050 г. среднедушевого ВВП на душу населения до уровня среднеразвитых стран мира. Лозунг 1981 г. ( Плановая экономика - главное, а рыночная - второстепенное ) был заменен в 1987 г. на новый: Государство регулирует рынок, а рынок ориентирует предприятие .

В 1988 г. Китай вышел на первое место по производству цемента. Темпы прироста промышленности составили около 21%.

Политическая драма лета 1989 г. несколько затормозила не только политическое, но и экономическое развитие страны (ВВП вырос лишь на 3,9%). Вновь был объявлен курс на урегулирование экономики , который продолжался и в 1989 г. Объем ВВП за этот период вырос с 593,45 млрд юаней (1983 г.) до 2663,81 млрд (1992 г.), а ВВП надушу населения с 580 до2287 юаней.

К концу второго этапа экономической реформы экономическая структура страны продолжала оставаться весьма отсталой. К примеру, в 1990 г. группа экономистов из Хэйлунцзянского университета под руководством профессора Сюн Инъу осуществила сравнительный анализ сопоставления уровней развития Китая с США, Германией, Британией, Францией и Японией.- Результаты этого анализа подытожены в табл. 5.1.

Таблица 5.1

Коэффициенты подобия экономической структуры КНР по отношению

к индустриальным странам

Страна

Конец XIX в.

КНР в 1990 г.

1920-е 1 г.

КНР в 1990 г.

1970-е гг.

КНР в 1990 г.

1,00

0,93

1,00

0,86

1,00

0,72

Германия

1,00

0,74

1,00

0,99

1,00

0,93

Британия

1,00

0,92

1,00

0,82

1,00

0,80

Франция

1.00

0,87

1,00

0,97

1,00

0,89

Япония

1,00

0,69

1,00

0,83

1,00

0,75

Источник: Сюн Инъу и др. Об экономическом росте с совершенной экономической структурой и соответствующими темпами Цзинцзи янцзю. 1990. № 3. С. 4.

Синьчжунго уцзи нянь... С. 3.

См.: Сюн Инъу и др. Об экономическом росте с совершенной эконо.миче-ской структурой и соответствующими темпами Цзинцзи янцзю. 1990. № 3 С.3-11.

По мнению Сюн Инъу и его коллег, к началу 1990-х гг. Китай находился на уровне 1880-1890-х rf. США и Британии, на уровне начала XX в. Гер.мании и Франции.

Период 1984-1988 гг. отмечен первым официальным закреплением в документах КПК (в постановлении ЦК КПК о реформе хозяйственной системы, октябрь 1984 г.) курса на развитие многообразных форм эконо.мики и способов хозяйствования при главенстве общественной собственности на средства производства. На селе наблюдается бурное развитие волостных и поселковых предприятий, индивидуального уклада, в аграрном секторе появляются новые хозяйственные объединения . Государственная промышленность и строительство абсорбируют различные формы установления подрядных отношений предприятий с государством. Активно внедряется аренда государственных и коллективных предприятий. С1987 г. политически разрешено функционирование частных предприятий с 8 наемными работниками и более. Начинаются эксперименты с паевыми и акционерными предприятиями, принимается первый вариант закона о банкротстве предприятий. Создаются первые административные организации по управлению государственным имуществом. Более разнообразный по формам и экономически все более значимый характер приобретает привлечение прямых иностранных инвестиций. Ученые-экономисты молодого поколения выражают мысли о необходимости радикализации реформы отношений собственности, приведении ее в соответствие с общим направлением преобразований, которое, как декларировалось, должно обрести однозначную ориентацию на рынок.

В 1989-1991 гг. (после событий на Тяньаньмыне) дискуссия вокруг реформы собственности приостанавливается, а сама проблема обретает акцентированное политико-идеологическое звучание в духе лозунга тех лет: Только социализм может развить Китай . Изменение макроэкономических условий хозяйствования вынуждает большинство низовых экономических агентов в промышленности отказаться от подрядных отношений с государством. Усиливаются призывы к укреплению коллективистских начал в организации труда в аграрном секторе.

В табл. 5.2 приводится движение государственного бюджета Китая за период с 1977 по 1990 г.

Изданной таблицы можно сделать весьма поучительный вывод: с началом реформы государственный бюджет страны стал перманентно дефицитным. С точки зрения правоверной неоклассической школы -

См.: Портяков В. Я. Указ. соч. С. 55.

. асвш.эц



Таблица 5.2

Динамика государственного бюджета: 1977-1990 гг. (млрд юань)

Приход

Расход

Сальдо

1977

87,446

84,353

3,093

1978

112,112

111,095

1,017

1979

110,327

127,394

-17,067

1980

108,523

121,273

-12,750

1981

108,946

111,497

-2,551

1982

112,397

115,331

-2,934

1983

124,899

129,245

-4,346

1984

150,186

154,640

-4,454

1985

186,640

184,478

2,162

1986

226,026

233,081

-7,055

1987

236,890

244,849

-7,959

1988

262,802

270,657

-7,855

1989

294,787

304,020

-9,233

1990

331,255

345,220

-13,965

Источник: Синьчжунго цзинцзи фажаньши... Т. 2. С. 1000.

это полная катастрофа. И этой точки зрения придерживаются все рос-, сийские правительства после 1992 г. Вспомним, как каждую осень оче-, редной улыбающийся глава российского правительства (очень довольный собой) говорит нам с экранов телевизоров о том, что главная цель правительства (сбалансированность государственного бюджета) достигнута... Тут же приводится железная аргументация правильности избранного курса: и домохозяйка не может тратить больше, чем у нее есть. Ну как тут не всплакнуть от умиления и не порадоваться государственной мудрости! Тем более, что такую позицию очень одобряет Запад. И почти никому не приходит в голову, что сбалансированность бюджета в России привела к тому, что он уже сравнялся с финским. Но вот незадача; в Финляндии проживает в 30 раз меньше населения, чем в России. А это означает, что не будут в России развиваться наука, культура, здравоохранение, космические исследования, а российская армия по-прежнему будет нищей. Сбалансированным бюджетом очень просто стреножить любую развивающуюся экономику. Ведь ничего не может быть более сбалансированного и тихого, чем кладбищенский пейзаж.

Однако кроме неоклассической экономической школы есть еще и кейнсианская, которая специально занимается проблемами вывода развивающихся стран из стагнации к стабильному росту. Так вот эта школа рекомендует развивающимся странам для ускорения экономического роста опираться на помощь государственного бюджета. А после того, как этот рост будет достигнут и бизнес начнет процветать - вот только тогда и нужно начинать беспокоиться о сбалансированности государственного бюджета. Именно по это.му пути прошли все развитые страны Запада, Япония и Южная Корея. И Китай - не исключение; с началом рефор.мы бюджет страны стал перманентно отрицательным! Но не надо кричать: Караул! Все закономерно. А вот российские правители продолжают препятствовать развитию страны: во главу угла экономической политики они ставят не экономический рост, а сбалансированность бюджета - тормоз на пути развития еще неокрепшей экономики! И это делается под аплодисменты мирового сообщества во главе с МВФ! А кому, откровенно говоря, нужна динамично развивающаяся Россия?

Третий этап экономической реформы (1992-1997 гг.). В марте 1992 г. на пленарном заседании Политбюро ЦК КПК Дэн Сяопин заявил: Не стоит сковывать себя идеологически.ми и практическими абстрактными спорами о том, какое имя это все носит - социализм или капитализм , а в целях ускорения экономического развития серьезнее раскрепощать сознание, форсировать проведение реформы, расширение внешних отношений .

В октябре 1992 г. состоялся XIV съезд КПК, который отметил глобальные сдвиги на международной арене: крах международного коммунистического движения и распад СССР. Китайское руководство выразило решимость отвергнуть теорию домино , принять вызов. Было решено форсировать темпы роста ВВП с 6% в год до 8-9%. Лозунг: Государство регулирует рынок, а рынок ориентирует предприятие , выдвинутый в 1987 г. на XIII съезде КПК, был преобразован в курс на создание рыночной экономики.

Основными задачами экономической стратегии были объявлены: а) оптимизация управления предприятиями; б) ускорение прогресса рыночных отношений; в) всестороннее углубление реформы; г) ускорение темпов экономического роста.

Призывы Дэн Сяопина к ускорению поступи реформ, критика левачества в эконо.мике как главной опасности дали толчок ново.му рас-

Жэньминь жибао. 1992. 21 октября.



крепощению сознания в области реформирования в Китае, включая и преобразование отношений собственности. Начиная с 1992 г. взрывной эффект был достигнут в деле привлечения иностранных инвестиций. На новый уровень вышли акционирование и развитие на этой основе рынка акций в Китае. Активизировался поиск путей реформы госсектора. Массовый характер приобрели преобразование мелких государственных и коллективных предприятий в частные и отказ псевдоколлективных хозяйств от красных шапок , т. е. от формально коллективного статуса. В теории в эти годы идет широкое осмысление (с попыткой приложить к китайским реалиям) западной концепции прав собственности .

Свершившимся факто.м стало формирование в Китае многоукладной экономики, связанное с постепенным, но в целом весьма существенным ослаблением прежнего доминирующего положения в городской промышленности и коллективного сектора в сельском хозяйстве, с развитием как в городе, так и в деревне внушительной многоукладной индивидуальной и частной экономики, с появлением 300 тыс. предприятий с участием иностранных инвестиций, наконец, с акционированием некоторой части самих государственных и коллективных предприятий.

Только за период с 1992 по 1996 г. доля экономики, основанной на государственной собственности, в валовой промышленной продукции страны снизилась с 51,5 до 28,8%, доля экономики коллективной собственности выросла соответственно с 35,1 до 40,4%, а экономики необобществленных укладов - с 13,4 до 30,8%.

Важно констатировать отсутствие резких скачков в деэтатизации (разгосударствлении) ведущего сектора экономики страны - промышленности. Сдвиг в пользу негосударственных укладов достигнут относительно постепенно, за счет их более быстрого развития, а не путе.м форсированного перевода государственных предприятий в негосударственные. Эта очевидная специфика преобразований в Китае в сравнении с Россией, позволила полиостью избежать процесса сворачивания производства в массовых масштабах и деиндустриализации народного хозяйства.

За данный период ВВП вырос с 2161,78 млрд юаней (1991 г.) до 7446,26 млрд (1997 г.), а ВВП надушу населения - с 1879 до 6053юаней.2

И на третьем этапе экономической реформы экономический рост Китая достигался во многом в соответствии с рекомендациями кейси-

См.: Портяков В. Я. Цит. соч. С. 55. Сииьчжуиго упзи нянь. С. 3.

анской экономической школы: с помощью активного использования государственного бюджета, который продолжал оставаться перманентно дефицитным (табл. 5.3).

Таблица 5.3

Динамика государственного бюджета: 1991-1997 гг. (млрд юань)

Приход

Расход

Сальдо

1991

314,948

338,662

-23,714

1992

348,337

374,220

-25,883

1993

434,895

464,230

-29,335

1994

521,810

579,262

-57,452

1995

624,220

624,220

-58,152

1996

740,799

740,799

-52,956

1997

865,144

865,114

-58,242

Источник: Синьчжунго цзинцзи фажаньиш... Т. 2. С. 1020.

Четвертый этап экономической реформы (1998-2002 гг.). На XV

съезде КПК (сентябрь 1997 г.) были подведены итоги формирования строительства социализма с китайской спецификой . Манифестом, провозгласившим открытие нового пути и создание новой теории строительства социализма с китайской спецификой, XV съезд КПК, оглядывая нуть, пройденный за 20 лет реформы, называет выступление Дэн Сяопина 1978 г.: Раскрепощать сознание, придерживаться реалистического подхода к делу, сплачиваться и смотреть вперед .

Стержнем экономической политики Кчтая с 1998 г. стало стимулирование общественного спроса по всем азимутам , т. е. потребительскому, инвестиционному и экспортному. По расчетам китайских ученых, в настоящее время потребительский спрос формирует 40-49% общественного спроса в стране, инвестиционный спрос - 34-39%, а экспортный спрос - 15-25%.

Заметно .мягче становится кредитно-денежная политика. Ставка обязательного резервного депонирования в центральном банке снижена с 13 до 8%.

В расширении потребительского спроса акцент делается на дальнейшем развитии пищевой промышленности, телекоммуникаций, ин-фор.мациониой техники и технологии, диверсификации потребления

1998 нянь Чжунго цзинцзи синпш фэньси юй юйцэ. - Пекин, 1998. С. 146.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 [ 18 ] 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39