Тел.факс: +7(831)437-66-01

Стройкредит Факторинг в прессе

Спрос на факторинг в России

Factorings.ru провел исследование спроса на услуги факторинга среди российских компаний в 2008 и 2009 году.

Мы проанализировали данные из 1130 заявок отправленных в адрес факторов в период с марта 2008 года по август 2009 года через сайт Factorings.ru. Заявки на факторинговое обслуживание передавались факторам напрямую по электронной почте.

Рост интереса к факторингу со стороны бизнеса неуклонно растет – за исследуемый период он вырос по меньшей мере в три раза. Если в марте 2008 года было подано менее 20 заявок на факторинговое обслуживание, то в августе 2009 года, несмотря на «низкий сезон», этот показатель превышал 60 заявок.

На фоне кризисных явлений в экономике, начавшихся осенью 2008 года, мы наблюдали резкие скачки интенсивности спроса. Пик интереса пришелся на ноябрь 2008 года, когда было отправлено почти 200 заявок. Скорее всего, это обусловлено тем, что осенью прошлого года многие факторы прекратили финансировать клиентов, которые в свою очередь были вынуждены искать нового партнера.

График #1. Интенсивность отправки заявок на факторинговое обслуживание



В период с мая по июль 2009 года спрос на факторинговые услуги был незначительно ниже, чем за аналогичный период 2008 года. Однако в апреле 2009 интенсивность отправки заявок на факторинг более чем в 8 раз превосходила показатель 2008, в августе – более чем в 4 раза.

Диаграмма #1. Сравнительный анализ активности отправки заявок на factorings.ru



Около 65% общего объема заявок распределилось среди 20 факторов. Лидером по количеству обращений стал Промсвязьбанк. В первую пятерку попали два новых игрока – ВТБ Факторинг и Альфа-Банк. Многие из игроков, попавших в рейтинг, не предоставляют в настоящий момент факторинговое финансирование. Например, по телефонам, указанным на сайте Eurokommerz, дозвониться невозможно, информация об услугах факторинга исчезла с сайта МДМ-Банка более полугода назад, а Региональная факторинговая компания прекратила свое существование.

Диаграмма #2. Популярность факторов



Таблица #1. Распределение заявок на факторинг между факторами.

Наименование фактора / Количество заявок

Промсвязьбaнк / 67
ВТБ Факторинг / 65
МДМ-Банк / 54
Eurokommerz / 52
Альфа-Банк / 51
Газпромбанк / 41
ЮниКредит Банк / 39
Национальная факторинговая компания / 38
Номос-банк / 31
Банк Возрождение / 30
Петрокоммерц / 30
Региональная факторинговая компания / 30
СИСТЕМА Фактор / 30
Банк Сосьете Женераль Восток / 27
РОСПРОМБАНК / 22
Банк высоких технологий / 18
Внешпромбанк / 17
Металлинвестбанк / 16
СДМ-БАНК / 16
ТрансКредитФакторинг / 15
Союз / 15
Банк Казанский / 15
J&T BANK / 14
ГЕНБАНК / 14
Арма Факторинг / 12
Первый республиканский банк / 12
Уральский банк реконструкции и развития / 11
ЮниФактор / 11
Морской торгово-промышленный банк / 10
Татфондбанк / 10
Стройкредит Факторинг / 10
Первый чешско-российский банк / 10
ТрансКапиталБанк / 10
ОРГРЭСБАНК / 10
Инвестиционный торговый банк / 10
Банк Акцепт / 9
Русский банк развития / 9
Русская факторинговая компания / 8
Другие факторы / 241

Большинство клиентов, ищущих для себя факторингового партнера в Интернете, – это представители малого и среднего бизнеса. Размер дебиторской задолженности у чуть менее половины компаний не превышает 5 000 000 рублей.

Диаграмма #3. Запрашиваемые объемы финансирования



Далее мы проанализировали информацию из заявок в период с июня по август 2009 года. На основе полученных данных можно смело сделать ряд выводов:

• Основные дебиторы – это торговые сети и оптовые компании.
• Чаще всего за факторингом обращается владелец бизнеса. Реже Генеральный или финансовый директор, главный бухгалтер.
• Спрос на факторинг окончательно переместился в регионы.
• Более 70% обращаются за факторинговым обслуживанием впервые.
• Факторинг интересует компании из разных отраслей.
• У большинства клиентов (более 51%) средняя отсрочка не превышает одного месяца.
• Компании хотят переуступить фактору задолженность 4-6 дебиторов.

Диаграмма #4 . Тип дебиторов, передаваемых на факторинг



Диаграмма #5. Географическое положение клиента



Диаграмма #6. Должность лица, заполнившего заявку на факторинг



Диаграмма #7. Пользовалась ли компания факторингом ранее?



Диаграмма #8. Количество дебиторов, передаваемых на факторинг



Диаграмма #9. Область деятельности



Диаграмма #10. Средняя отсрочка платежа



Комментарии экспертов факторингового рынка России:

Чекрыгин Александр, руководитель проекта Factorings.ru:

«Рост спроса на факторинг еще не означает роста рынка в целом. Многие компании так и не смогли найти финансирования. Они были вынуждены искать другие источники. Особенно это было заметно осенью прошлого года, когда малому и среднему бизнесу о факторинге можно было только мечтать – большинство факторов или не рассматривали новых клиентов, или тотально отказывали в финансировании.

Сегодня ситуация стала лучше: появились новые игроки, желающие быстро растить клиентскую базу, да и старый костяк вздохнул с облегчением. На самом деле, есть из чего выбирать: каждый сможет найти подходящего партнера по факторингу.

Косвенно об оживлении рынка может говорить тот факт, что факторы ведут активную деятельность по привлечению новых клиентов, а за последние несколько месяцев стали появляться факторинговые брокеры, что даже весной 2009 года звучало бы довольно странно. Мне кажется, что рынок перестало лихорадить, и он постепенно встает на старые рельсы стабильного роста.

На основе проанализированных данных мы составили портрет компании, заинтересованной в факторинге: представитель малого или среднего бизнеса из регионов с требуемым объемом финансирования 5-10 млн рублей, имеющий 5-10 дебиторов торговых сетей и оптовых компаний, ранее не пользовавшийся факторингом».

Виктор Носов, директор департамента факторинговых операций Промсвязьбанка:

«Использование online-заявок для получения факторингового обслуживания практикуется очень широко, преимущественно самими банками и факторинговыми компаниями.

В то же время данный инструмент в качестве источника пополнения клиентской базы пока малоэффективен – количество заявок крайне редко переходит в качество.

Связано это, во-первых, с тем, то культура ведения бизнеса посредством сети Интернет в нашей стране пока не развита, а во-вторых, большинство заявок на факторинговое обслуживание, поступающих через Интернет, направляется представителями малого бизнеса, старт-up проектами, а также компаниями, которые слабо представляют себе, что такое факторинг, видя в качестве цели обращения получение определенной суммы в кредит без залога.

В сегодняшних экономических условиях актуальность online-заявок на факторинг невысока и может привлекать лишь специализированные факторинговые компании, ориентирующиеся на малый бизнес и реализующие стратегию «роста вместе с клиентом». Нет уверенности, что даже через 3-5 лет, с развитием Интернета в России, крупные и средние компании будут инициативно использовать online-заявки на факторинговое обслуживание. Если, конечно, таковым условие первого контакта не сделают сами участники рынка факторинга.

Это подтверждают и результаты исследования, проведенного порталом factorings.ru. Наибольшее число заявок направляется на суммы, не превышающие 5 млн рублей, поступает из регионов и впервые (без опыта использования факторинга), а большинство предполагаемых дебиторов – оптовые компании(24%) и производственные предприятия (18%). Это может указывать на размеры самих компаний, заинтересованных в факторинговом финансировании, либо на то, что средства запрашиваются под разовую сделку, к которой факторинг не применим в принципе».

Геннадий Золкин, Заместитель начальника Управления факторинга ЗАО ЮниКредит Банк:

«Исходя из предоставленных Factorings.ru данных, всплески и падения спроса на факторинговые услуги со стороны компаний малого бизнеса показались достаточно логичными и в целом соответствовали как макроэкономическим, так и просто сезонным колебаниям на данном непростом промежутке времени. То, что именно малый бизнес интересуется факторингом на портале Factorings.ru, косвенно подтверждается относительно небольшой требуемой суммой финансирования, региональным местонахождением клиентов, да и должностями лиц, заполнявших анкеты. Впрочем, это неудивительно, поскольку факторинг является весьма удобным продуктом именно для небольших компаний-трейдеров, не имеющих достаточного материального обеспечения для получения оборотного кредита. Хотя в последнее время таким компаниям и факторинговое финансирование получить представляется возможным только под очень «качественную дебиторку».

Несколько нелогично выглядит Диаграмма #2 (Популярность факторов).

Признанные лидеры рынка соседствуют с Факторами, которые либо еще не успели проявить себя, либо уже успели «кануть в лету». Некоторые вообще никак не заметны на рынке, но зато очень «популярны» у потенциальных клиентов. Это лишний раз подтверждает достаточно низкий уровень информированности большинства представителей малого бизнеса о факторинговом рынке».

Сергей Бабичев, Генеральный директор Factoring Business Solutions:

«В целом данные, полученные в ходе исследования, отражают ситуацию на рынке. Однако хотелось бы предостеречь от преждевременного оптимизма по поводу нормализации ситуации в отрасли. Некоторый сезонный всплеск активности еще не свидетельствует о том, что бизнес большинства факторов и клиентов вернулся к докризисным показателям. Тем более стоит учитывать «портрет» основных клиентов, воспользовавшихся заявками на Factorings.ru, – небольшие региональные компании, впервые обращающиеся за факторингом.

Тем не менее, подобная деловая активность среди именно этой «целевой аудитории» является весьма позитивным сигналом. Пусть и под давлением сложной экономической ситуации, компании реального сектора стали искать новые возможности для выхода из кризиса и повышения устойчивости бизнеса, обращая внимание на новые для них финансовые продукты, в т.ч. факторинг.

Тем не менее, стоит отметить недостаточную степень информированности рынка о реальной ситуации в отрасли. Свидетельством этому являются показатели Таблицы ?1 (Распределение заявок на факторинг между факторами). В настоящий момент с трудом наберется дюжина факторов, активно привлекающая новых клиентов на факторинг. Полагаю, что подобного рода исследования целесообразно проводить на регулярной основе с целью выявления реальной ситуации на рынке, тенденций развития и повышения его прозрачности».

Дмитрий Малов, Начальник Управления факторинга ЗАО КРЕДИТ ЕВРОПА БАНК:

На наш взгляд динамика роста заявок за период с февраля по апрель 2009 г. по сравнению с предыдущим годом характеризуется в основном обращением за факторингом компаниями, имеющими сложности в конце 2008 г. со своими Факторами. Ужесточение условий обслуживания со стороны Банков (Факторинговых компаний), а зачастую и приостановка финансирования, вызвало желание клиентов поменять действующих Факторов, либо снизить свои риски за счет диверсификации факторингового портфеля между несколькими Факторами. Но многим компаниям было затруднительно сделать перевод всего Факторингового портфеля, в связи с ограничением списка дебиторов Факторами. В связи, с чем многие заявки остались без финансирования.

По нашим оценкам требования Факторов к клиентам в следующем году будут снижаться и улучшаться условия работы, что вызовет еще большую волну обращений компаний за факторинговым обслуживанием, как со стороны клиентов, имеющих опыт работы по факторингу, так и со стороны новых компаний, не имеющих данного опыта. Также, во многом росту рынка факторинга способствует открытие новых Факторинговых компаний.