Тел.факс: +7(831)437-66-01

Стройкредит Факторинг в прессе

Развитие и рост

В 2006–2007 годах ряды российских факторов пополнили более 20 компаний и банков — и это только те, кто наиболее активно предлагает услуги факторинга. При этом объем рынка за минувший год вырос лишь на 84% (Указан рост в долларовом эквиваленте. Рост объема рынка в рублях составил лишь 174%. Разница между оценками темпов роста в долларах США и в рублях обусловлена снижением среднего курса доллара с 27,14 руб. в 2006 г. до 25,55 руб. в 2007 г.), составив 20,2 млрд долларов США (516,4 млрд рублей), в то время как в 2006 году оборот факторов удвоился. Почему рынок замедлил рост и как он будет развиваться дальше? По мнению «Эксперт РА», кризис ликвидности не повлиял на динамику развития российского факторинга. Замедление роста связано с переходом факторов к активному освоению новых сегментов, где необходимо прежде сформировать спрос на факторинговые услуги. Но отдача от удовлетворения этого спроса не заставит себя долго ждать: уже в 2009 году темп роста рынка вновь приблизится к 200%.

Этот опасный спрос

Чтобы определить направление влияния кризиса ликвидности на развитие факторингового рынка, «Эксперт РА» провело тестирование характера сезонности факторинга в 2007 году и темпов роста рынка за I и II полугодия. Оценка производилась по показателю объема требований, уступленных 13 факторам — постоянным участникам проводимых агентством исследований (ЗАО «ФК “Еврокоммерц”», ОАО «Промсвязьбанк», ЗАО «Банк НФК», ОАО «Банк “Петрокоммерц”», ОАО «Номос-банк», ООО «ТрансКредитФакторинг», ЗАО «ЮниКредит Банк» (ЗАО «Международный Московский банк»), ЗАО БСЖВ, ООО «СИСТЕМА Фактор» (ООО КБ СИСТЕМА), ООО «КБ “Роспромбанк”», ОАО «Банк “Казанский”», ЗАО «АКИБ “Церих”», ОАО «АКБ “Вятка-банк”».).

Анализ показал, что проявившийся в августе 2007 года кризис не замедлил характерного для II полугодия темпа роста и не нивелировал традиционный для рынка эффект сезонности. Исходя из этого замедление роста рынка в 2007 году — это не следствие кризиса ликвидности. Положительное влияние кризиса и его негативные последствия нейтрализовали друг друга.

С одной стороны, возрос спрос на услуги факторинга среди тех компаний, доступ которых к банковским кредитам в период кризиса был затруднен. Вопреки, а в некоторых случаях даже благодаря кризису факторам в 2007−м — начале 2008 года удалось провести удачные сделки по привлечению финансовых ресурсов. Наиболее яркой из них можно назвать сделку по секьюритизации факторинговых активов, проведенную ФК «Еврокоммерц». Нейтрализовав часть рисков, связанную непосредственно с деятельностью «Еврокоммерц», компания получила менее дорогое фондирование на бумаги более высокого кредитного качества. Но почему же сделка успешно прошла в период кризиса, когда инвесторы очень настороженно относятся к переупаковке рисков? «Инвесторы обожглись на ипотеке, а мы пришли со сделкой из совсем другого рынка. Механизм тот же, но актив принципиально другой, не имеющий никакого отношения к ипотечным рискам, — отвечает Григорий Карповский, президент ФК “Еврокоммерц”. — Мы смогли выстроить эффективный механизм фондирования, одним из действующих примеров которого является секьюритизация. Именно этот факт позволяет нам считать, что рынок факторинга будет и дальше уверенно расти, несмотря на все еще продолжающийся мировой кризис ликвидности».

Обратная сторона медали — влияние кризиса ликвидности на самих факторов. «Многие крупные финансовые институты, независимо от формы — банки и небанковские организации, в сентябре 2007 года начали “сидеть” на ликвидности, ограничив финансирование и ужесточив методику оценки клиентов», — рассказывает Григорий Карповский. Следует понимать, что отказ в финансировании может объясняться не только наличием у фактора проблем с ликвидностью, но и ухудшением финансового состояния самого клиента. «Факторы ужесточали требования при установлении лимитов, и, таким образом, кризис ликвидности способствовал улучшению качества факторинговых портфелей», — говорит Дмитрий Пятаков, генеральный директор МФК «Траст». Вот почему во многих случаях прекращение финансирования — это скорее свидетельство осторожности фактора, нежели его собственных проблем с ликвидностью.

Сбросить скорость на сложной дистанции

Снижение темпа роста рынка объясняется прежде всего сложностями формирования спроса в новых клиентских сегментах. Работа в регионах позволяет факторам избежать конкуренции, которая уже ощущается в Москве. По результатам 2007 года быстрее всего факторинг развивается в Центральном, Северо-Западном, Приволжском и Южном федеральных округах.

Показательно, что три участника, доминирующие на любом из региональных рынков, входят в топ-5 основного рэнкинга (Исключение составляет Уральский ФО, где в тройку лидеров по объему уступленных требований входит ОАО «СКБ-банк», занимающий 15−е место в общем зачете). Сегодня именно лидеры наиболее активно занимаются развитием рынка, привлечением на факторинговое обслуживание компаний из новых сегментов. Продвигать факторинг региональным клиентам существенно сложнее, чем в столице. Отсутствует статистика по дебиторам, бизнес компаний часто непрозрачен. Возникают проблемы и с подбором персонала: рынок труда в регионах насыщен квалифицированными кадрами заметно меньше, чем столичный. Необходимо вкладывать огромные средства в пропаганду услуги факторинга как таковой. При этом усилия по привлечению региональных клиентов пока не дают заметной отдачи. Доля большинства регионов по числу обслуженных компаний-клиентов заметно превышает их долю по объему уступленных этими компаниями денежных требований.

Двигаясь в регионы, факторы все больше затрагивают сегмент малых и средних предприятий. Услуга факторинга пока малоизвестна среднестатистическому менеджеру небольшой российской компании, поэтому продвигать ее заметно сложнее. Увеличение доли средних компаний в общем числе факторинговых клиентов в 2007 году не повлекло соответствующего изменения пропорций в структуре по объему уступленных факторам денежных требований. Доля малых компаний по числу клиентов сокращается, а по объему уступленной ими дебиторской задолженности растет.

Стабильность предложения определяет спрос

В 2007 году отмечена тенденция разделения участников рынка на две группы с определенными характеристиками. Первая группа представлена в основном крупными опытными факторами, для которых факторинг — единственное или одно из основных направлений бизнеса. Эти участники нацелены на формирование нового спроса на услугу факторинга. Во второй группе преобладают «новички», маркетинговая политика которых предполагает максимально быстрое завоевание существенной доли рынка, в том числе путем понижения ставок факторингового вознаграждения.

В ближайшие годы рынок будет расти преимущественно за счет усилий факторов первой группы, готовых инвестировать не только в реализацию собственных маркетинговых стратегий, но и в развитие рынка в целом. С учетом всех сложностей, с которыми столкнутся эти участники, объем рынка факторинга в 2008 году составит порядка 36 млрд долларов.

Ценовая конкуренция наиболее актуальна именно для «молодых» факторов, для которых снижение ставок, в отсутствие заметных преимуществ по качеству сервиса, скорости и технологиям обслуживания, служит способом наращивания портфеля. «Не скрою, были случаи, когда нашим клиентам поступали более заманчивые предложения о факторинговом обслуживании с точки зрения цены, — рассказывает Виктор Носов, директор департамента факторинговых операций ОАО “АКБ «Промсвязьбанк»”, — однако в итоге клиент возвращался к нам, так как за все 5,5 года, которые Промсвязьбанк работает на рынке факторинга, мы соблюдаем принцип: деньги не позднее 24 часов с момента предоставления документов в банк». Успех фактора на рынке зависит не столько от размера его ставок, сколько от способности обеспечивать бесперебойное финансирование и качественный сервис. «Когда клиент почувствовал вкус к факторинговому финансированию, он закладывается под большие контракты и планирует свою деятельность на годы вперед. Если неожиданно происходит сбой финансирования и клиент не может обеспечить выполнение условий контракта, он терпит очень большие убытки, которые несоизмеримы с теми одним-двумя процентами, которые он переплатит, чтобы гарантированно избежать таких ситуаций», — объясняет мотивы клиентов Людмила Нестерова, генеральный директор ЗАО «Стройкредит Факторинг».

Факторы

Важнейшие три составляющие, которые обеспечивают лояльность клиентов и, следовательно, успех на рынке факторинга, по мнению его участников: (1) качественное IT-обеспечение; (2) эффективный, заточенный под специфику факторинга риск-менеджмент; (3) штат профессиональных менеджеров.

В 2007 году российскими факторами было обслужено более 3 млн поставок. Чтобы ежедневно проводить большое количество операций, IT-система фактора должна отвечать очень серьезным требованиям. Сегодня компании и банки делают колоссальные инвестиции в создание или приобретение необходимого программного обеспечения. Но при этом не всегда учитываются важнейшие характеристики, которыми должна обладать факторинговая IT-платформа. «На рынке есть большое заблуждение относительно того, что требуется от IT-программы в плане защиты от рисков. Сейчас очень много IT-компаний, которые предлагают факторинговые решения для банков. Есть формализованные банковским опытом технологии защиты рисков возникновения просрочек: автоматическое обнуление лимита в том случае, если просрочка превышает определенное количество дней; различные отчеты по структуре лимитов, их распределению; а также иногда экспресс-анализ финансового состояния клиента и порой даже дебитора. Так вот, с точки зрения защиты от риска мошенничества подобные IT-решения ничего не дают», — констатирует Антон Мусатов, заместитель председателя правления Банка НФК.

Одна из важнейших задач IT-системы — отслеживание признаков возможных рисков, причем не только кредитных, но и, главным образом, рисков мошенничества. Уступка фактору фиктивных накладных без ведома дебиторов — только один из наиболее типичных случаев мошенничества среди выявленных факторами. В этой ситуации оплата за дебитора производится напрямую поставщиком или через третьих лиц под предлогом возвратов или взаимозачетов. По аналогичной схеме фактору могут быть уступлены накладные по поставкам к несуществующим дебиторам или к дебиторам, фактически не осуществляющим хозяйственной деятельности, но существующим для проведения обозначенных махинаций. Еще один тип мошенничества — использование подставных дебиторов (возможно, аффилированных с клиентом или мотивированных им) и накладных по несуществующим поставкам. Иногда клиенты пытаются получить у фактора финансирование по уже оплаченным накладным или вторично уступить накладную, по которой уже получено финансирование от другого фактора. Подчеркнем, что это только наиболее распространенные из выявленных случаев мошенничества. Но следует помнить, что «невыявленные» не значит «несуществующие». «Если мы видим попытку мошенничества, мы моментально на это реагируем, и с большинством из таких клиентов мы пытаемся расстаться после первой же попытки», — говорит Александр Морозов, начальник управления факторинга ОАО «Банк “Петрокоммерц”».

В 2007 году банки-факторы получили рекомендации Центрального банка, следуя которым, они должны создавать резервы по факторингу с регрессом аналогично безрегрессному — на дебитора. Необходимость переоценки факторингового портфеля притормозила рост оборотов банков-факторов в 2007 году. Однако новый подход позволит банкам устанавливать лимиты исходя из оценки кредитного риска по его реальному источнику.

Теперь, согласно требованиям ЦБ, банки вынуждены при наступлении просрочки дебитора сразу увеличивать размер резерва, даже если в договоре прописано право фактора регресса на клиента. До сих пор многие банки, с целью избежать необходимости формирования дополнительных резервов, страховали кредитный риск при безрегрессном факторинге в страховых компаниях. Страховать риск неплатежа дебитора, если есть возможность реализовать право регресса к поставщику, не имеет смысла. Поэтому банки вынуждены будут резервировать средства по каждой просрочке дебитора. Выходом здесь становится создание отдельной факторинговой компании, неподотчетной регулятору. Не приведет ли решение о выводе факторингового бизнеса из банка к отказу фактора от услуг страховщиков? «Мне не приходилось сталкиваться с фактором, который, “уйдя” от регулятора и избежав, таким образом, необходимости формировать существенные резервы, поспешил бы отказаться от услуг страховщика, — отвечает Михаил Карякин, к. э. н., начальник управления страхования кредитных и специальных рисков ОАО “КапиталЪ Страхование”. — Факторы без банковской лицензии также создают резервы под факторинговый портфель, поэтому нельзя сказать, что регулирование Банком России нормативов резервирования — основной повод для фактора застраховать свой портфель. Наилучшее этому доказательство — тот факт, что среди наших клиентов есть и банки, и специализированные факторинговые компании без банковской лицензии».

Еще одна важная составляющая успеха фактора на рынке — персонал. Если в Москве опытного квалифицированного сотрудника для работы в сфере предоставления факторинговых услуг найти на так уж сложно, то по мере углубления в регионы кадровый голод ощущается все острее. «Работа, связанная с предоставлением финансовых услуг корпоративным клиентам, всегда требует высокого уровня квалификации тех, кто этим занимается», — объясняет важность человеческого фактора г-н Пятаков.

Факторы, которые имеют в распоряжении все обозначенные составляющие и готовы инвестировать в их дальнейшее развитие, смогут добиться успеха и удержаться в лидерах рынка факторинга в долгосрочной перспективе.