Тел.факс: +7(831)437-66-01

Стройкредит Факторинг в прессе

Крупнейшие компании

По оценкам агентства РБК.Рейтинг объем уступленных прав требования в 2007 году составил около 590 млрд. руб., а на долю пятерки лидеров пришлось около 60% всего рынка. Удвоения рынка не произошло, рост составил около 85%, что тоже является впечатляющим результатом. Количество заключенных договор факторинга в 2007 году по рынку достигло 6,8 тыс., а динамика роста полностью совпала с приростом объемов уступленных прав требований.

Лидером рейтинга по количеству заключенных договор факторинга за 2007 год с ростом в 133,72% стала компания «Еврокоммерц» с количеством 1795 шт. Второе место в рейтинге занимает МФК «Траст» с самым впечатляющим ростом в top5 в 142,78%, до 925. Тройку лидеров замыкает компания «Северная Казна», которой за год удалось заключить 638 договоров, что на 132,00% больше, чем годом ранее.

Основным негативным фактором, повлиявшим на рост рынка стал мировой финансовый кризис, ограничивший финансирование Факторов. «Тенденции роста рынка сохранились, хотя динамика оказалась ниже прогнозируемой на 25% из-за кризиса ликвидности на мировых рынках капитала, продолжающегося с августа 2007 года, - говорит генеральный директор компании «Стройкредит Факторинг» Людмила Нестерова. - Наблюдалось реальное повышение стоимости всех банковских услуг, временная приостановка финансирования клиентов некоторыми факторинговыми компаниями, зависящими от зарубежных ресурсов».

Точками роста концентрации факторинговых услуг выступают крупные центры при том, что во многих регионах рынок до сих пор остается свободным. Это определило направление дальнейшего развития рынка факторинга, выразившееся в экспансии многих Факторов в регионы. «По нашим оценкам, на рынке факторинга работают не более 30 игроков. Конкуренции на наш взгляд, пока нет, во всяком случае, на региональном рынке конкуренция ощущается весьма слабо, - говорит директор по маркетингу МФК «Траст» Людмила Климанова. - Сегодня во многих крупных регионах работают не более 5 компаний и банков, предлагающих факторинг. Этого очень мало, чтобы говорить о существовании настоящей конкуренции между Факторами - пока мы работаем на всех, на развитие услуги».

Низкая концентрация рынка и высокий спрос на услуги факторинга привлекает новых участников. «Еще одна тенденция развития - выход на рынок факторинга или подготовка к появлению новых игроков из числа крупных банков», - отмечает Людмила Климанова.

По мнению генерального директора «Стройкредит Факторинг», четверка лидеров факторинга однозначно не изменится в 2008 году. "На рынке появляются потенциально сильные игроки, однако результаты их работы пока скромны. Новичкам трудно угнаться за лидерами. Факторинг — это высокотехнологичный бизнес, требующий значительных инвестиций и отлаженных технологий", - объясняет г-жа Нестерова.

Основными областями конкуренции у большинства компаний остаются сервис и «продуктовый» ряд, некоторые компании также используют ценой демпинг. Стратегия развития компаний на рынке различна, что и определяет их позиционирование. Компании, работающие на рынке уже несколько лет, стараются конкурировать в области сервиса и широкой продуктовой линейки, выводя на рынок новые, эксклюзивные программы. При этом молодые компании часто используют ценовые факторы. «Текущий рост рынка неравномерный – у кого-то меньше, а у кого-то существенно больше. Это объясняется тем, что часть игроков делает ставку на долгосрочную перспективу развития, делая акцент, на совершенствование технологий, сервиса и специализированного риск-менеджмента, а другая часть всеми силами наращивает текущую клиентскую базу, планируя перекрыть возможные риски постоянным притоком новых клиентов, - говорит заместитель председателя правления «Национальной Факторинговой Компании» Антон Мусатов. - Соответственно, закономерно присутствует разница между игроками рынка – в уровне и качестве факторингового сервиса, который подразумевает в реальности, а не декларативно - управление дебиторской задолженностью, покрытие кредитный рисков по покупателям, информационно-аналитическое обслуживание, клиентский сервис, дистанционное обслуживание»

В портфелях многих компаний за прошлый год значительно увеличилась доля безрегрессного факторинга, что говорит о высоком спросе на подобные продукт, отмечает директор департамента факторинговых операций «Промсвязьбанка» Виктор Носов. «Данный факт является свидетельством положительного развития рынка факторинга, т.к. в Европе объем операций по факторингу без регресса в портфеле фактора составляет порядка 90%. В России на данный момент в портфеле Факторов превалирует факторинг с регрессом», - уверен г-н Носов.

По мнению Людмилы Климановой, имеет место тенденция к четкому определению участниками рынка своей целевой ниши – выделение клиентских сегментов, как в региональном разрезе, так и в зависимости от размера бизнеса и обслуживаемых отраслей экономики. Наиболее перспективными клиентами при этом выступают предприятия малого и среднего бизнеса. «Среднестатистический клиент факторинга это предприятие, относящееся к нише среднего бизнеса с объёмом уступленных денежных требований порядка 100 млн руб. в год. Но хотелось бы отменить существенное увеличение доли предприятий малого бизнеса в совокупном объеме», - говорит Виктор Носов.

Рынок факторинга в 2008 году будет по прежнему весьма привлекательным. При этом естественно, что усиление конкуренции обернется повышением качества продуктов и сервиса. «Думаю, в 2008 году стоит ожидать увеличения количества участников факторингового рынка, как за счет появления российских компаний, так и за счет прихода иностранных игроков. Факторы будут развивать неценовые конкурентные преимущества: сокращать сроки принятия решений о возможности финансирования, предоставлять факторинг клиентам вне зависимости от территориального расположения клиента и его дебиторов, увеличивать ассортимент услуг, повышать качество сервиса для клиентов», - предполагает г-н Носов.

Директор по маркетингу МФК «Траст» также отмечает, что основными тенденциями 2008 года будет дальнейшая концентрация игроков факторингового рынка и усиление принадлежности к банковским группам, т.к. факторинг без постоянного притока финансирования развиваться не может. Эксперт также предполагает, что продолжится дальнейшая ориентация на сегмент среднего и малого бизнеса, развитие сервисом и специальных предложений для данного сегмента клиентов, а также ориентация на работу с регионами, как наиболее перспективным рынком для развития факторинговых услуг.