Тел.факс: +7(831)437-66-01
Факторинг  Китайский менталит 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 [ 19 ] 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39

в деревне. В настоящее время наиболее ходовыми товарами на потребительском рынке в Пекине были (в порядке убывания) микроволновые печи, CD-ромы для мультимедийных компьютеров, цветные телевизоры, мебель, кондиционеры, персональные компьютеры, холодильники, стиральные машины, золото и драгоценности.

Развитию автомобильной промышленности, провозглашенной несколько лет назад одной из опорных отраслей, уделяется особое внимание. К примеру, власти Шанхая, где в 1998 г. насчитывалось всего 5 тыс. личных автомобилей но сравнению с 400 тыс. в Пекине, объявили о программе гаражного строительства в городе.

Еще одним приоритетом потребительского спроса в ближайшие годы в Китае рассчитывают сделать жилье, ведь жилищное строительство, стимулирующее рост производства в промышленности стройматериалов и других сопряженных отраслей, вполне способно сыграть роль новой точки экономического роста . Предусматривается полное прекращение практики бесплатного распределения жилья и самое активное использование ипотечного кредитования при покупке жилья по рыночным ценам.

На XV съезде КПК в 1997 г. было принято решение по реформированию государственных предприятий. Несмотря на падение за годы реформирования удельного веса государственного сектора в стоимости валовой продукции промышленности в цело.м (с 65% в 1985 г. до 33% в 1998 г.), позиции государственных предприятий оставались лидирующими в энергетике, производстве сырья. Ведущее положение государственного сектора в промышленности определяется также тем, что в его собственности находится около 16 тыс. крупных и средних промышленных предприятий. Составляя по численности во всей промышленности менее 0,2%, они обладали имуществом в 44,5% и давали в 1998 г. 43% прибыли всех промышленных предприятий.

Начало реформированию государственных предприятий в Китае было положено публикацией в 1979 г. пяти документов, которые разрешали отобрать небольшое количество промышленных предприятий для проведения эксперимента. Однако лишь в 1984 г. эксперимент был расширен. Несколько позднее начали осуществляться новые формы ведения хозяйства в виде подрядной системы, аренды и акционирования. В соответствии с Законом КНР о промышленном предприятии общенародной собственности (1988 г.) предприятие получило право

Цит. по: Муромцева 3. А. Углубление реформы в государственном секторе промышленности КНР Проблемы Дальнего Востока. 1998. № 3. С. 86.

владения, пользования и распоряжения и.муществом, предоставленным ему государством в хозяйственное управление.

Реформирование предприятий происходило неравномерно, вплоть до временной остановки в период урегулирования в 1989-1991 гг.

До начала 1990-х гг, крупные и средние промышленные предприятия лишь в небольшой степени были затронуты преобразованиями.; Они по-прежнему в реальной жизни не имели необходимых прав в решении производственных вопросов, распоряжении фондами и даже оставления после уплаты налогов части прибыли.

Правила изменения хозяйствования промышленных предприятий общественной собственности (1992 г.), а затем решение о создании системы совместных предприятий были призваны стимулировать вхождение предприятий государственного сектора в рыночную экономику. На сессии ВСНП в марте 1993 г. была утверждена поправка к Конституции КНР, где государственные предприятия называют предприятиями, находящимися в собственности государства, а не управляемыми государством.

В 1994 г. начали осуществляться программы реформирования финансово-налоговой, банковско-фннансовой, валютной, ценовой систем и создание системы современных предприятий . По новой системе налогообложения предусмотрена единая ставка подоходного налога - 33% от валовой прибыли, а до этого она составляла 55%.

Основным курсом реформирования государственной промышленности стала система современных предприятий , в которой главное внимание уделено крупным заводам и фабрикам, поставляющим основную массу продукции. Для них разрабатываются меры по ликвидации долгов, увеличению инвестирования, улучшению системы руководства и управления. Создание системы современных предприятий предусматривает персонифицированную имущественную ответственность, обладателями которой, видимо, станут акционеры, выступающие в роли инвесторов. Проблема персонификации государственного пая является одной из самых злободневных, так как в этой роли не могут выступать ни прежние руководящие инстанции, ни органы управления государственным и.муществом.

Углубление реформы потребовало необходимого разграничения имущественных прав между собственниками, инвесторами и хозяйствующими субъектами. Предполагается, что примерно 2 тыс. государственных предприятий ВПК, топливно-энергетических и других важ-

Цзинцзи жибао. 1988. 16 апреля.



ных отраслей промышленности, являющихся монополистами, на долю которых приходится около четверти производства валовой продукции промышленности страны, будут превращены в корпорации при сохранении 100%-ной государственной собственности. В 9-й пятилетке (1996-2000 гг.) усилия были сосредоточены на преобразовании тысячи крупных предприятий, на них отрабатываются нормы статистической отчетности и инвентаризации.

Начиная с решений XIV съезда КПК (1992 г.) о создании системы социалистической рыночной экономики тенденция перевода государственного сектора промышленности на рыночные рельсы становится все более очевидной: трансформируются функции правительства, активно формируется рыночная инфраструктура, создаются правовая и социальная системы, что составляет неотъемлемую часть реформирования государственных предприятий. Реформа государственного сектора промышленности должна выравнять предприятия по своему статусу, остановить беспорядочные расходы и инвестиции, решить проблему частного обогащения и исключить возможность растаскивания государственной собственности. В отчетном докладе Цзян Цзэ-миня XV съезду КПК (1997 г.) было подчеркнуто, что у части рабочих возникнут временные трудности в связи с реформированием государственной собственности.

Итак, в Китае предстоит наиболее трудная часть реформы - перевод государственного сектора про,мышленности на рельсы рыночной экономики. В государственном секторе на промышленных предприятиях заняты около трети рабочих и служапщх, каждый шестой - скрытый безработный. Попытки закрытия нерентабельных предприятий очень болезненны, поскольку в старых про.мышленных районах и некоторых городах почти 80% населения занято на государственных предприятиях.

Материалы XV съезда КПК, 1-й сессии 9-го созыва (март 1998 г.) свидетельствуют о том, что проводимое углубление экономических реформ и становление системы современных предприятий станут ведущей силой социальных перемен и политических преобразований.

Подъем Китая по ступенькам прогресса и благосостояния не столь легок и прямолинеен, а сопровождается углублением и обострением множества проблем, и очень часто трудноразрешимых. В социальной сфере в 1990-е гг. стали давать о себе знать проблемы имущественного и социального расслоения бедности и богатства, низких доходов, занятости, безработицы и нарастающие трудности физического выживания десятков миллионов людей. Названные проблемы стали об-

остряться в связи с ускорением проведения нового цикла реформ, начатых в 1993-1994 гг. Еще в самом начале реформ Дэн Сяопин выдвинул идею: Пусть сначала обогатится часть людей, часть районов, чтобы повести весь народ к всеобщему изобилию . Данная идея поэтапного обогащения стала важной составной частью социально-экономической политики китайского руководства и дала свои результаты.

Исторически складывалось неравенство в темпах развития и в уровне населения при.морских и внутренних районов Китая. Проведение реформ придало новый импульс углублению этого неравенства. В 1989 г. соотношение заработной платы рабочих и служащих в Шанхае и городах провинции Ганьсу равнялось 1,3 : 1, в 1997 г. оно увеличилось до 1,8:1. Если в 1997 г. средний по стране уровень заработной платы взять, за 100, то в Шанхае он составил 176,6, в Пекине 170,3, в городах Внутренней Монголии - 79,2, в Хэйлунцзяне - 75,6.

Мощным источнико.м расслоения общества на бедных и богатых стало развитие многоу клади ости. На частных и индивидуальных предприятиях средняя заработная плата примерно в 1,5 раза выше, чем на государственных. В Пекине заработная плата на иностранных предприятиях в 2,8 раза выше средней заработной платы.

Курс на повышение эффективности производства сопровождается освобождением от избыточного персонала предприятий, составляющих 25-33% всех работающих. При этом рабочие и служащие, как правило, не увольняются, а выводятся за штат. Вместо заработной платы им назначаются пособия из фондов предприятрш в объеме половины или трети заработной платы. Все это сопровождается резким подъемом безработицы. В оплате труда (особенно на частных предприятиях) царит произвол. В связи с этим правительство было вынуждено принимать меры по установлению минимума заработной платы. Так, для столицы этот уровень установлен в 210 юаней, а в Синьцзяне - 130 юаней в месяц. Самые высокие ставки минимальной заработной платы оказались в приморских районах: от 210 до 320 юаней. Для сравнения отметим, что величина прожиточного минимума для городов в 1997 г. была установлена в 330 юаней.

Таблица 5.4 содержит данные об экономическом развития Китая в 9-й пятилетке.

Цит. ио: Наумов И. И. Экономическая реформа в Китае: нарастание социальных проблем Проблемы Дальнего Востока. 1999. № 1. С. 78. См.: Наумов И. Н. Указ. соч. С. 79.



Таблица 5.4

Прирост основных экономических показателей в 9-й пятилетке

(в % к предыдущему году)

1996 г.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

ВВП (в сопоставимых ценах) в том числе:

промышленность

12,5

11,3

сельское хозяйство

Инвестиции

14,8

13,9

Приток иностранного капитала

13,8

17,5

-9,1

-10,0

Прямые иностранные инвестиции

11,2

-11,4

Дефицит бюджета

-8,9

10,0

58,3

59,0

49,0

11,6

15,6

10,1

20,1

49,0

18,9

22,1

11,8

17,7

16,0

25,2

19,6

14,8

14,7

12,3

Источник: Мировая экономика н международные отношения. 2001. С. 127.

Нынешняя ситуация в экономике Китая дает простор для самых разных интерпретаций, прогнозов и оценок. Однако вполне определенно можно утверждать, что продвижение Китая по пути рыночных преобразований остается сложным и противоречивым процессом.

Понятно, что основной экономический соперник Китая - Соединенные Штаты Америки, да и высокоразвитый Запад в целом не в восторге от достижений новой восходящей экономической звезды. Приведем для наглядности один пример.

В журнале Newsweek от 20 сентября 1999 г. опубликована статья Дж. Сигала, директора Международного института стратегических исследований в Лондоне, под названием Миф китайского могущества (С. 59). Статья приурочена к полувековому юбилею китайской революции 1 октября 1949 г.

Основные положения данной работы можно свести к следующим положениям.

1. Пятидесятилетний юбилей китайской революции - время для стенаний (lamentation), а не для торжеств. Китайский коммунизм переживает период исторической смерти.

2. Реалии китайского экономического развития таковы. В 1800 г. Китай производил 33% мирового промышленного производства, в то время как США - 0,8%. К 1900 г. доля Китая упала до 6,2%, а доля США возросла до 23,6%. В 1997 г. ВНП Китая в мире составила 3,5%, а США - 25,6%.

3. Китайская экономика в настоящее вре.мя занимает 7-е место в мире (перед Бразилией и после Италии), а по уровню ВНП на душу населения - 81-е место в мире вслед за Грузией и перед Папуа-Новая Гвинея.

4. Китайская экономика в настоящее время находится в состоянии рецессии.

5. Китай является второразрядной военной державой.

6. Китай не имеет оснований считать себя стратегическим партнером США. Фактически США и Китай не имеют общих стратегических интересов.

7. С какой стороны не смотри - Китаю нечего праздновать.

8. Время для торжеств наступит только тогда, когда Китай осуществит политические реформы и позволит своему народу действительно распрямиться в полный рост .

Оценка Дж. Сигала отражает настроения и позицию западной демократии. И эту оценку вряд ли можно назвать доброжелательной. Более того, она лжива и некомпетентна. И по многим пунктам нами будут даны соответствующие комментарии и факты.

Пятый этап реформы (с 2002 г.). В ноябре 2002 г. в Пекине состоялся XVI съезд КПК, который по сути явился началом нового этапа развития китайской реформы.

Мы позволим себе привести основные выдержки из доклада Цзян Цзэминя от 8 ноября исходя из тех соображений, что текст этого доклада на русском языке не опубликован. В связи с этим хотелось бы дать возможность читателю ознакомиться с основным партийным документом из первых рук , не прибегая к каким-либо комментариям и толкованиям:

Докладчик выдвинул следующие темы для обсуждения: дальнейшее следование идеям тов. Дэн Сяопина; претворение в жизнь идеологии 3 представителей ; формирование среднезажиточного общества в Китае; проведение модернизации социалистического строительства уско-

См.: Ши лю да баогао фудао дубэнь (Доклад на XVI съезде: руководство-хрестоматия). - Пекин, 2002. (На кит. яз.)



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 [ 19 ] 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39