Тел.факс: +7(831)437-66-01
Факторинг  Китайский менталит 

1 [ 2 ] 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39

Таблица 1.2

Особенности восприятия модернизации и экономического роста четырьмя основными цивилизациями (после 1800 г.)

Окончание табл. 1.2

(А) Европейско-антично-христианская цивилизация

(Б) Арабско-ислал1ская цивилизация

(В) Индо-буддийская цивилизация

(Г) Китайско-конфуцианская цивилизация

Генеральная установка -

индивидуальный

материальный

успех

Генера.1ьиая установка -

покорность перед волей Аллаха и лиц, его замещающих, материальный успех не поощряется

Генеральная установка -

высшая ценность небытия. Ннрвана. Материальный успех - ничто

Генеральная установка -

постоянное самоусовершенствование

(1) Индивид во все большей степени

рассматривается как единица общества. Ставка на сильного индивида, на частную собственность, достоинство, свободу

(1) Человек - песчинка. Ставка на хорошо дисциплинированный н покорный воле старшего социум. Частная собственность. Основа общества - семья. Общая установка на общественное равенство

(1) В центре индивид (как в 1 А), но не как свободная личность, а как обособленный человек, занятый мыслями 0 собственном спасении, а также спасении своей общины. Основа общества - семья

(1) Организованность и дисциплина (как в 1 Б), но основанная не на покорности, а на чувстве долга. Личность не настолько принижена, как в (1Б). Основа общества - семья

(2) Широкие

возможности

проявления

квалификации

в разных сферах

деятельности.

Высокая

мобильность

(2) Большая мобильность (сегодня - раб, завтра - эмир, и наоборот). Но все в основном зависит от удачи. Фатализм, мобильность тормозится условиями (1Би4Б)

(2) Кастовость. Отсутствие социальной мобильности. Мобильность тормозится условиями (IB), (4В), (7В)

(2) В целом мобильное общество несколько тормозится жесткой структурой государства (в Китае - больше, в Японии - меньше). В целом ситуация близка к (2А)

(3) Перед законом индивид отвечает только за себя

(3) Индивид часто несет ответственность за членов своей семьн, рода, гильдии, касты, общины

(А) Европейско-антично-христианская цивилизация

(Б) Арабско-исламская цивилизация

(В) Индо-буддийская цивилизация

(Г) Китайско-конфуцианская цивилизация

(4) Сфера религии ограничена отношениями человека со святыми. Прочие отношения не религиозны

(4) Важность религиозных отношений во всех сферах общества, в том числе и в экономике

(4) Примерно как в(4Б)

(4) Примерно как в(4А)

(5) Усиление

человеческой

активности в

общественных

отношениях

возможно и

желательно

(5) Смирение и послушание. Повиновение перед старшими

(5) Жесткая

кастовость.

Социальная

мобильность

минимальна

(5) Упор на общественную стабильность и порядок

(6) Большинство

люден в тон или

иной степени

вовлечены

в политическую

деятельность

(6) Заповеди ислама

не препятствуют

мусульманину

заниматься

политикой,

экономикой,

общественной

деятельностью

(6) Безразличие индивида к власти, к администрации, к государству. Политикой занимается ограниченное меньшинство населения

(6) Слабая политическая, но сильная социальная активность. Политикой занимается ограниченное меньшинство населения

Согласно некоторым исследованиям, дух предпринимательства их не уступал протестантскому. И чем дальше продвигаешься но данной тропе исследования, тем больше вопросов и неясностей.

Не менее однородна и китайско-конфуцианская цивилизация, в состав которой входят Китай, Корея, Япония и Вьетнам. Конфуцианство в каждой отдельно взятой стране здесь имеет свою специфику. К тому же собственно китайская цивилизация в немалой степени подверглась влиянию извне, особенно со стороны индо-буддийской цивилизации. Наконец, на протяжении многих веков в упомянутых странах преобладало не конфуцианство, а иные мировоззренческие установки (буддизм, шаманизм, синтоизм, даосизм, традиционные верования и т. п.).



1.2. Специфика формирования китайского менталитета

Запад, Восток - Всюду одна и та же беда. Ветер равно холодит.

£асё (1644-1694)

Одна из главных особенностей китайской цивилизации заключается в том, что, в то время как древние цивилизации Ближнего Востока и Средиземноморья находились между собой в постоянном и тесном контакте, Китай в течение тысячелетий развивался обособленно. Само наименование Китая - Чжунго (Срединная страна) говорит о этноцентризме китайцев: Китай - в центре Земли, а вокруг варварские племена, низкие по своему культурному развитию, агрессивность которых периодически приходилось усмирять.

Имеются исторические сведения об эпизодических контактах китайцев с древними ри.млянами во II в., значимостью которых можно пренебречь.

С первых лет нашей эры устанавливаются крепнушие контакты с индийской цивилизацией. Появление буддийских текстов из Индии отмечено в Китае во 2 г. до н. э., а первые буддийские миссионеры появились не ранее 65 г. н. э. (рис. 1.1). Тем самым возникла первая культурная индийская волна на Китай, которая закончилась лишь в 1036 г.

Еше ранее в контакте Индией вступил Южный Китай: уже во II в. до н. э. он торговал с Индией через Ассам и Бирму. С I по XI в. контакты между двумя странами осуществлялись посредством торговли и по линии религиозного восприятия Китаем индийских доктрин.

С I-II вв. н. э. индийские буддийские монахи шли в Китай через Центральную Азию. В течение целого тысячелетия именно Центральная Азия была главной дорогой для купцов и миссионеров. Впрочем, существовали еще два пути: через Тибет и через Юго-Западный Китай. Но путешествия по этим маршрутам таили в себе массу опасностей и трудностей. Дорогу через Тибет проложили в VII в., а через Юго-Запад - в I в.

Со второй половины VII в. морской путь через Кантон стал главным связующим звеном в китайско-индийских отношениях, ибо Центральную Азию блокировали кочевники.

См.: Bagchi Р. Ch. India and China: a thousand years of cultural relations. - Calcutta., 1981. P. 4-102.

Китай

-I-1--1-1-1-1-1-1-1-1

200 400 600 800 1000 1200 1400 1600 1800 2000

65 Г.

1036 г.

1511 г. 1644 г. 1840 г.

Инди{ская волна

евро-

евро-

пейская

пейская

волна

волна

Корея

О 200

400 600 503 г.

800 1000 991 г.

-\-1-1-

1200 1400 1600 1392 г.

1800

-1 2000 1910 г.

2-я китайская волна

3-я китайская волна

-1-1-

200 400

Япония

-\-\-1-

600 800 1000 600 г. 894 г.

1200

1400 1600 1401 г.

-I-1

1800 2000 1854 г.

1-я китайская волна

2-я китайская волна

1543 г. 1629 г. 1720 г.

евро-

евро-

пейская

пейская

волна

волна

Рис. 1.1. Волны культурного влияния на Китай, Корею и Японию

Расцвет индийского культурного влияния в Китае приходится на IV-VI вв. Однако к XI в. буддийская религия в самой Индии пришла в упадок и после 1036 г. индийских монахов в Китае уже не зарегистрировано.

В 1281 г. монгольский хан, под контролем которого в то время находился Китай, принял буддизм и началась новая волна буддийского

2-517



влияния, однако то был уже тибетский (ламаистский), но не индийский буддизм. В целом же в отношения.х между Индией и Китаем культурный ноток был преобладающе односторонним: с запада на восток, т. е. из Индии в Китай.

В свою очередь, Китай оказывал социально-культурное влияние на южное и восточное направления. Имеются достоверные исторические свидетельства о распространении китайской культуры и политического влияния на юг начиная с I в. н. э. К концу I тысячелетия до н. э. к Китаю отощли нынещние его центральные провинции, а к концу династии Хань (221 г. н. э.) - нынещние провинции Гуандун, Фуцзянь, а также северная часть Вьетнама.

Кантонский район был заселен в VII-начале X в. н. э. Собственно Вьетнам был китайской провинцией с III в. н. э. и вплоть до 939 г., а в XV в. вновь попал в зависи.мость от Китая. Юго-Западная провинция Юнань стала составной частью Китая в VI-VII вв.

В начале XVI в. на территории Китая появились первые европейцы. Первая европейская культурная волна охватила Китай с 1511 по 1644 гг. В 1577 г. португальцы захватили Макао (Аомынь), а в 1623 г. голландцы - Тайвань.

Но главной проблемой для Китая всегда был не Юг, а Север. На Юге не существовало силы, которая могла бы противостоять постепенному распространению китайского влияния. Однако отнощения с северными соседями часто угрожали Китаю весьма серьезными последствиями. К тому же наществия с Севера всегда осуществлялись народами, находящимися на более низкой ступени культурного развития и потому не способными оказать позитивное цивилизационное влияние на Китай.

Вторая европейская культурная волна началась в 1840 г. (опиумные войны с Британией) и продолжается по настоящее время.

Что касается до.минирования официальной идеологии (рис. 1.2), то примерно с 202 г. до н. э. до 200 г. н. э. - это конфуцианство, с 220 г. до 1000 г. доминировал буддизм, затем - вновь конфуцианство, а с приходом монголов с 1281 г. - вновь буддизм ламаистского толка. После прихода маньчжуров с 1644 г. вновь происходит постепенное укрепление конфуцианства (до 1911 г.).

Корея. С незапамятных времен (100-20 тыс. лет до н. э.) инри.мер-но до V в. н. э. на Корейском полуострове доминировал щаманизм

См.: Fitzgerald Ch. Н. The southern expansion of the Chinese people. - Canberra, 1972. P. 18.

Китай

-I-1-1-

1000 1500 2000

1000 г. 1281 г. 1644 г. 1911 г.

202 г. дон. э.

220 г.

372 г.

Корея

1392 г.

1910 г.

Япония

522 г.

1603 г. 1945 г.

1867 г.

Условные обозначения:

ЕЗЗ - традиционные верования I I - конфуцианство

- буддизм \ i - шаманизм ВШ - синтоизм

Рис. 1.2. Государственные религии в Восточной Азии

1

(рис. 1.2). И до сего дня его элементы весьма заметны в культурной жизни народа. С V но XV в. преобладало импортированное из Китая буддистское мировоззрение. Официальрюй датой проникновения буддизма в Корею считается 372 г. В отдельные годы доминировал тао-изм (также импортированный из Китая). Своего расцвета буддизм достиг в 600-750 гг. Очередной всплеск приходится примерно на 1100-1300 гг. (рис. 1.3). Зате.м наблюдается постепенное снижение его влияния, и с 1392 но 1910 г. идейно преобладало конфуцианство. Однако следует уточнить, что конфуцианство проникло в Корею так давно, что затруднительно установить точную дату: уже в III в. н. э. корейские миссионеры посылались в варварскую в то время Японию распространять конфуцианское учение.

Проникновение китайской культуры в Корею щло главным образом сухопутным путем, часто через варварские племена. Первые непосредственные контакты осуществлялись через китайское государ-



1 [ 2 ] 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39