Тел.факс: +7(831)437-66-01
Факторинг  Китайский менталит 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 [ 25 ] 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39

Глава 6. Почему Китай - не Россия?

Главной задачей реформы государственных предприятий является модификация их структуры с целью повышения эффективности.

Управление китайскими государственными предприятиями претерпевает важные организационные изменения. Эти изменения касаются прежде всего многоуровневой системы управления. На национальном, провинциальном, муниципальном и районном уровнях типичная система управления состоит из трех уровней; организации верхнего уровня , которая представляет собой государство как собственника, обычно через определенную исполнительную структуру; организации среднего уровня , которая наделяется полномочиями со стороны верхнего эшелона управления; и самих государственных предприятий.

Другим важным явлением реформы в данной сфере является трансформация государственного предприятия в крупную группу производственных компаний.

На национальном уровне Государственный совет (или Кабинет) действует как собственник в высшей инстанции от имени китайского народа. Административными рычагами Государственного совета для исполнения функций собственника является Национальное административное бюро государственной собственности (НАБГС). Помимо НАБГС исполнительные органы высшего звена на муниципальном уровне созданы бюро по управлению государственным имуществом (БУГИ). Главной функцией органов высшего управления независимо от их местоположения является проведение в жизнь целей и задач управления имуществом.

Среднее звено обычно представлено управленческими компаниями государственного имущества провинциального и муниципального уровней (ГИПМУ), которые действуют по аналогии с современной холдинговой компанией.

Наконец, нижним звеном являются сами государственные предприятия (ГП). На рис. 6.3 (а, б, в) показано, как система управления государственными предприятиями эволюционировала со времени создания НАБГС в 1988 г. В прошлом, сразу после создания НАБГС, государственные предприятия управлялись по линии министерств (ведомств), ответственных за государственную собственность (рис. 6.3, а).

В настоящее время (2003 г.) система управления государственными предприятиями претерпевает существенные изменения (рис. 6.3, б). Помимо Национального административного бюро государственной собственности (НАБГС) на провинциальном и муниципальном уров-

Рисунки 6.3 (а, б, в) заимствованы из: Broadman Н. G. Ор. Cit. Р. 54-55.

6.2. Государственные предприятия - одна из проблем... . 153


Отраслевые министерства (ведомства)

Рис. 6.3, а. Система управления государственными предприятиями, созданная в 1988 г.

нях созданы бюро по управлению государственным имуществом. Кроме того, предпринимаются попытки создать нечто вроде системы холдингов (ГИПМУ). Создаются советы директоров.

Объединение промышленных государственных предприятий в корпорации осуществляется постепенно и осмотрительно. Государство остается основным собственником данной формы предприятий, хотя допускаются и частные пайщики. Государство также остается мощным регулирующим органом и препятствует размыванию своих прав на предприятиях. Приватизация государственных предприятий осуществляется весьма осторожно, и главной ее целью является повышение эффективности экономики.

В будущем предполагается создание такой системы государственных предприятий, которая бы полностью соответствовала требованиям современной экономики и обладала уровнем конкурентоспособности, сравнимым с мировым (рис. 6.3, в).



т и*


Национальный народный конгресс

Государственный совет

НАБГС, муниципальные БУГИ

Группы национальных предприятий

Отраслевые министерства и ведомства

ГИПМУ

Советы директоров ГП и группы ГП

Рис. 6.3, б. Система управления государственными предприятиями,

внедряемая с 2000 г

Китай создает систему крупнейших промышленных холдингов, сравнимых с южнокорейскими чеболями} но при этом учитывает и старается избегать недостатков южнокорейского опыта.

Вероятно, китайские власти желают создать систему управления экономикой, сравнимой с японской и южнокорейской, хотя еще рано говорить о степени такой сравнимости. Дело заключается в том, что все три страны находятся на очень разных уровнях экономического развития и каждая из этих стран обладает (при всей схожести) разительной спецификой управления экономикой как на микро-, так и на макроуровне.


Прочие пайщики (другие ГП, банки, частные фирмы)

Советы директоров ГП и группы ГП --

Крупные южнокорейские моногюлии типа Самсунга .

Рис. 6.3, в. Планируемая на будущее система управления государственными предприятиями

Сами китайские экономисты признают, что система реформирования государственных предприятий в Китае находится еще на са.мом начальном уровне. Китайские государственные предприятия остаются довольно низкоэффективными, хотя и играют важнейшую роль в экономике.

Китайские эконо.мисты внимательно изучают опыт российской приватизации, пытаются найти положительные моменты в этом опыте, но в целом отвергают российский путь, считая его деструктивным. Действительно, при всей низкой эффективности государственного сектора китайские государственные предприятия остаются становым хребтом народного хозяйства страны, гарантом планомерного развития



экономики. Неудивительно поэтому, что на нынешнем этапе даже термин приватизация намеренно игнорируется в китайской печати, хотя на практике китайские власти стремятся создать высокоэффективную экономику с преобладающей долей негосударственного сектора.

6.3. Восточно-Азиатская экономическая модель, или Почему Китай - не Россия?

Люди к единой цели различным путем стремятся. Так почему ж я должен быть непреклонно твердым?

Цюй Юань (340-278 гг. до н. э.)

Подводя предварительные итоги, можно, на наш взгляд, говорить о некой Восточно-Азиатской экономической модели . Китай строит экономическую систему, весьма схожую с японской и южнокорейской. Почему это так? Почему, долгое время, следуя примеру советской модели, китайские власти отвергли планы МВФ о создании рыночной экономики, согласно которым развиваются страны бывшего СССР, Восточной Европы и Латинской Америки?

Россия никак не может избавиться от комплекса старшего брата . Русские считают: что бы они ни делали - все является истиной в высшей инстанции, даже если теория вопиющим образом расходится с практикой. В прежнее время советское руководство упрямо отстаивало свою безгрешность в области выработки экономической политики. Когда темпы роста советской экономики в последние годы ее существования начали стремительно падать, то в этом оказывались виноваты все: нерадивый пьяный народ , неблагоприятное международное окружение, гонка вооружения, - но только не те, кто вырабатывал и корректировал стратегию экономического развития страны, т. е. власть. Наконец, когда крах экономики стал очевиден, руководители затеяли перестройку , которая явилась прелюдией капитуляции советской системы.

Недолго думая, власти объявили, что во всех бедах виноват российский менталитет , климатические условия и социалистическая империя . В результате этого озарения власти принялись энергично разрушать империю и исправлять менталитет (с климатом не поборешься).

Попутно и как бы само собой советские руководители стали лидерами российского демократического движения и принялись развивать

экономику по рецептам МВФ, т. е. создавать нечто вроде Латинской Америки на российской земле.

Опять же, как и в советское время, несмотря на то что экономические результаты новой хозяйственной политики оказались плачевными, российское руководство, ничуть не смущаясь, продолжает весьма подозрительную экономическую стратегию. Длина этого пути будет зависеть только от долготерпения российского народа, так как сами власти создали себе комфортные условия и отнюдь не бедствуют.

То, что реформирование по латиноамериканскому образцу - занятие тупиковое, попятно даже при беглом рассмотрении развития этих стран. Ни одна из них не может считаться высокоразвитой. Более того, последние события в Аргентине, Перу, Колумбии, Венесуэле свидетельствуют о крупных экономических проблемах. Так называемое чилийское экономическое чудо - не что иное, как блеф, автором которого являются специалисты из МВФ.

Китайские экономисты при формировании стратегии реформы народного хозяйства КНР внимательно изучали латиноамериканский опыт. Вывод был сделан примерно следующий: сама по себе рыночная экономика еще не является гарантом создания процветающего общества. Страны Латинской Америки имеют более старую рыночную экономику (более 500 лет), а США - гораздо более молодую (менее 250 лет). Так почему же США богаты, а страны Латинской Америки - бедны?

Ответ заключается в том, что не столько рынок, сколько его структура является гарантом успеха или неуспеха экономического развития.

На самом деле при рыночной экономике страна только тогда может добиться высокого уровня жизни для своего населения, когда, как говорят экономисты, национальная экономика специализируется на высокоэластичной продукции по доходу. Следует пояснить, что к высокоэластичному производству относится прежде всего наукоемкая продукция.

В конце XVHI в. в Великобритании произошла промышленная революция. Англия стала мировым производителем самых передовых технологий того времени, мастерской мира и долго наслаждалась самым высоким уровнем жизни.

Примерно в 1895 г. Великобританию обходят по экономическому развитию США. Почему? Потому, что отныне самые передовые технологии производятся в США. Представим на минуту, что в Гражданской войне США (1861-1865) победили бы не промышленники-северяне, а плантаторы-южане. В таком случае современные США ничуть



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 [ 25 ] 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39