Тел.факс: +7(831)437-66-01
Факторинг  Китайский менталит 

1 2 [ 3 ] 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39


Конфуцианство --->.

Буддизм

300 г.

700 г.

1100 г.

1500 г.

1900 г.

Рис. 1.3. Развитие конфуцианства и буддизма в Корее

ство Янь уже в эпоху сражающихся государств (77-221 гг. до н. э.). Это была первая культурная китайская волна (на рис. 1.1 не показана). В 108 г. корейское государство Древний Чосон подверглось китайской оккупации. Следует отметить, что северная часть Корейского полуострова отличалась наибольшим развитием. Юг уступал в развитии, и интенсивность контактов с Китаем была меньшей: по крайней мере до 200 г. китайское влияние не распространялось на юг полуострова.

С I по VI в. отношения между Китаем и Кореей характеризовались нестабильностью: они регулярно прерывались нашествиями северных варварских племен, неустойчивая обстановка была и в самом Китае. Однако с VI в. отношения вновь начали укрепляться, а с 923 г. корейский король признал вассальную зависимость от Китая. В 982 г. один из корейских ученых-конфуцианцев написал свод правил управления для короля, и одно из них гласило: В поэзии, истории, церемониях, музыке и в пяти главных принципах необходимо следовать Китаю, но ездить и одеваться будем по-прежнему по-корейски .

В конце X в. на севере Китая образовалась мощная варварская империя китаней, которая вновь прервала отношения между двумя странами. Китани оккупировали Корейский полуостров в 991 г. Таким образом, вторая культурная китайская волна в Корее началась примерно в 503 и завершилась в 991 г. (рис. 1.1). В 1236 г. страна была захвачена монгольскими войсками.

С 1392 по 1910 г. Корее правила национальная династия Ли. Контакты с Китаем вновь были налажены, а правящую идеологию буддизма сменило конфуцианство (третья культурная китайская волна). На

См.: Osgood К. The Koreans and their culture. - Tokyo., 1962. P. 248. См.: Nelson M. F. Korea and old orders. - Lousiana., 1946. P. 54.

протяжении этого долгого периода китайская и корейская культуры на полуострове настолько сблизились, что китайская стала считаться своей. Сами китайцы говорили, что Корея - это маленький Китай.

С конца XVI в. в Корею началось проникновение европейского влияния. Первый визит европейца, испанского иезуита Грегорио де Чеспе-деса, зарегистрирован в 1593 г. В 1627 г. к корейскому берегу причалил голландский корабль Одеркресс . В последующие полтора века европейцы контактировали главным образом с Китаем, имея о Корее самое туманное представление. Одиночные европейские корабли подходили к Корее в 1797, 1816 и в 1845 гг.

В XVII в. в Корею начинают интенсивно проникать католицизм и протестантство. Христианские миссионеры распространяли свое влияние через Китай, как правило, нелегально, что было небезопасно: случалось, что при этом они расставались с жизнью. Зато в современной Южной Корее католицизм и особенно протестантство имеют наибольшее влияние в Восточной Азии и уверенно соперничают с местными верованиями.

С 1860 гг. европейцы начали предпринимать все более настойчивые попытки установить непосредственные отношения с Кореей, минуя Китай. Однако впервые это удалось сделать японцам лишь в 1876 г. С тех пор Корея стала открытой для контактов с другими странами.

Япония является самым восточным регионом конфуцианской цивилизации и к тому же островным государством. Это наложило определенную специфику на развитие социально-экономических и культурных отношений.

Культурное влияние со стороны Китая (как правило, через Корею) осуществлялось двумя крупными волнами (околобОО-894 гг. и 1401-1854 гг.)2(рис. 1.1,1.2).

Показательно, что первый русско-корейский словарь был издан в Санкт-Петербурге в 1874 г. Михаилом Павловичем Пуцилло (1845-1889). Но сам корейский язык начал преподаваться во Владивостоке лишь в конце XIX-начале XX в. В середине 1990-х гг. мной написана рукопись монографии об этом забытом пионере российского корееведения, но до сих пор она не нашла своего издателя.

И вот совсем недавно, когда данная рукопись уже была практически готова, вышла моя публикация об этом исследователе. См.: Селищев А. С. Первый российский кореевед М. П. Пуцилло (1845-1889) Вестник Центра корейского я.зыка и культуры. - СПб., 2003. Вып. 5-6. С. 81-117.

См.: Sugimoto М., Swain D. L. Science and Culture in traditional Japan. - Cambridge (Mass.), 1978. P. XXV. - :>



В период первой китайской волны японское общество в общих чертах ознакомилось с китайским учением и культурой, но это восприятие было неполным и ограниченным. С 522 г. Япония ознакомилась с буддизмом, восприняла китайскую письменность. Почти одновременно с этим японское общество ознакомилось и с конфуцианской доктриной, которая, впрочем, на первых порах не стала государственной идеологией.

В это время новые знания с континента передавались по больщей части устно, а также посредством усвоения практических навыков (главным образом в области сельского хозяйства, рыболовства и архитектуры). Однако с 894 г. контакты с Китаем были прерваны вплоть до 1401 г.: японцы перестали посылать в Китай своим миссии, обмениваться официальными посланиями, запретили плавать своим судам и в другие страны. Это была эра полуизоляции , в течение которой приоритет был отдан развитию национальной самобытности.

Формально начало второй китайской волны можно отнести к 1401 г., когда впервые за полтысячелетия начались переговоры с Китаем по поводу установления регулярных торговых отношений. На этот раз Япония воспринимала китайскую культуру более неспешно, постепенно, но и несравненно более глубоко и основательно.

Во время второй китайской волны на японское общество воздействовали и две европейские культурные волны, прерванные, впрочем, почти тотальной изоляцией с 1639 по 1720 г., что выразилось в абсолютном запрещении христианского учения, физическом уничтожении всех японцев-христиан и изгнании всех иностранцев, кроме небольшой кучки голландцев.

Во время второй китайской волны активно импортировались оружие и военные знания, опыт ведения сельского хозяйства, рыболовства, добывающей промышленности и ремесленничества,

В течение двух европейских волн Япония ознакомилась с пушками, стрелковым оружием, было положено начало современному судостроению и навигации, металлургии, книгопечатанию и производству бумаги. В отличие от Китая нововведения воспринимались быстро и легко и в относительно короткий срок привели к существенным изменениям и японском обществе. Дело в том, что японская элита в отличие от китайской никогда не считала себя центром мировой цивилизации (самоназвание Китая Чжунго - Срединная страна). Японских аристократов того времени вполне устраивал титул восточные варвары . А раз так - учиться у других было вовсе не грешно.

До VI в. в Японии преобладали местные шаманистские верования, с VI по XV в. - импортированный главным образом через Корею буд-

дизм и, наконец, в эпоху Токугава (1603-1867 гг.) - конфуцианство. Как уже отмечалось, христианство жестоко подавлялось японскими властями и не смогло пуститькорни.

Вывод: так называемая китайско-конфуцианская цивилизация - понятие сложное, неоднородное и в значительной степени условное. Исторически конфуцианство в Китае, Корее и Японии сосуществовало с буддизмом и местными верованиями.

Механизм изменения традиционного восточного общества социальная наука начала исследовать сравнительно недавно: после окончание Второй мировой войны, когда процессы модернизации вышли за пределы Европы и Северной Америки. Рассмотрим в связи с этим небезынтересную попытку голландского ученого Э. Де Вре. В своей гипотезе исследователь использовал концепцию механического первотолчка и такие понятия химической науки, как катализаторы и ингибиторы . Роль первотолчка в процессе модернизации в данной модели выполняли передовые страны Запада на традиционный Восток, Со своей стороны традиционное восточное общество обладает факторами как ускоряющи.ми это воздействие ( катализаторы ), так его и замедляющими ( ингибиторы ).

Структура первотолчка состоит из пяти взаимодействующих сил: 1) экономических, 2) технологических, 3) духовных, 4) социокультурных, 5) политических.

В свою очередь, катализаторы и ингибиторы распределяются по парам (табл. 1.3).

Перемены в обществе могут происходить постепенно (наглядный пример - современные реформы в Китае), но могут явиться следствием

Таблица 1.3

Катализаторы и ингибиторы модернизации

Катализаторы

Ингибиторы

Ожидание вознаграждения

Напряженность отношений между поколениями

Недовольство существующими порядками

Организованное массовое движение Любопытство

Отвращение к риску

Преемственность поколений

Почитание традиций

Порицание индивидуальных устремлений, противоречащих общественным

Ксенофобия

См.: De VriesE. Man in rapid social change. - L., 1961.



шока, который резко ускоряет протекание изменений, что небезопасно, так как чревато социальными катаклизмами. Пример бывшего СССР и многих стран бывшего Восточного блока - самое яркое тому подтверждение.

Де Вре исследует влияние первотолчка на самые различные аспекты общественной жизни.

Если изыскания Де Вре были посвящены исследованию влияния европейской модернизации на традиционное общество в целом, то группа американских и европейских ученых попыталась изучить схожий процесс на более конкретном примере: Китая, Японии и Индии. Авторы выделили диалектическую пару категорий: технологию и культуру, от взаимоотношения которых зависит модернизация традиционного общества.

Под технологией подразумевается современная технология, зародившаяся в средневековой Европе и распространившаяся в Новое время по всему миру. Она якобы принципиально отличается от традиционных технологий Востока (неудивительно, что авторы затрудняются убедительно обосновать, в чем именно).

Под культурой подразумевается совокупность мировоззрения, традиций, обычаев и норм поведения того или иного исследуемого общества. При этом в любом конкретном историческом социуме существует культурная критика вновь вводимых в общество технологий, что выражается в отношении общества к процессу модернизации. Общество может принять неоднозначную позицию: от активного восприятия и нейтрального отношения до энергичного противодействия. В последнем случае во взаимоотношении технологии и культуры возможно напряжение, угрожающее вылиться в конфликт (рис. 1.4). Мораль очевидна: игнорирование культурного фона приводит к социальным потрясениям и общественным катастрофам.

Каждое отдельно взятое восточное общество обладает разной степенью готовности к восприятию современной западной технологии. Это нашло наглядное отражение в особенностях модернизации Восточной Азии, где Китай, Япония и Корея осуществляли данный процесс по-разному, хотя почти одновременно.

В Китае уже в 1860-х гг. существовала очень немногочисленная, но довольно влиятельная группа высокообразованных чиновников, которые ясно осознавали отсталость Китая и страстно мечтали превра-

Технологический императив

Условия (вход)

Технология

Результат (выход)

Обстановка, фон (политический курс)

Культура

Критика (реакция общества)

См.: Technological development in China, India and Japan / Ed. by E. Baark and A. Jamioson. - N. Y., 1986.

Культурная критика

Рис. 1.4. Взаимоотношение между технологией и культурой в процессе модернизации традиционного восточного общества

тить страну в передовую державу. Они организовывали в Китае изучение иностранных языков; отправляли китайских студентов на учебу за границу, главным образом с США; наладили перевод иностранных книг и т. п. Конфуцианская реалистическая этика Китая в целом внутренне была подготовлена к восприятию западных идей и заимствованию передового опыта. Но все же прорыв к новым общественным отношениям произошел не здесь, а на периферии китайско-конфуцианской цивилизации - в Японии.

На первый взгляд Япония имела практически идентичную с Китаем стратегию развития фукоку - кёхэй ( богатая страна - сильная армия ). Но прорыв произошел в конфуцианской провинции, так как только Япония обладала для этого тремя важными условиями: 1) высокой культурой труда, дисциплиной и организованностью; 2) способностью к плодотворному заимствованию чужой культуры; 3) отсутствием чересчур сильного государственного аппарата с мощным слоем



1 2 [ 3 ] 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39