Тел.факс: +7(831)437-66-01
Факторинг  Психология рынка forex 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 [ 27 ] 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53

двухполюсными прилагательными, такими как привлекательный-непривлекательный ). С помощью семантических отличий психологи показали, что невротики имеют иное отнощение к одиночеству, чем другие*, и что коннотативные значения слова беспокойство и серого цвета практически идентичны. Таким образом, в Европейском и Североамериканском опросах я предложил подобные семантические отличия, чтобы исследовать восприятия трейдеров и их отношения к различным валютам. Ниже приведены некоторые из значимых европейских открытий.

В то время, когда проводилось Европейское исследование, евро еще не заменил национальные валюты (то есть австрийского шиллинга, немецкой марки, швейцарского франка и английского фунта стерлингов), а доллар США, как ведущая валюта валютного рьшка, бьш включен в оценки семантических отличий . Эти валюты были оценены трейдерами по следующим шкалам:

Хорошая

1 2

Плохая

Стабильная

1 2

.Нестабильная

Неважная

1 2

Важная

Быстрая

1 2

Медленная

Слабая

1 2

Сильная

Оптимистичная

1 2

Пессимистичная

Пассивная

1 2

Активная

Успешная

1 2

Неуспешная

Сложная

1 2

Простая

Сравнение оценок трейдеров в разных местах привело к примечательным открытиям. Например, возьмем профили противоположностей доллара США, которые основаны на средних оценках трейдеров из различных центров биржевой торговли (Рисунок 4.6).

Хотя такие валюты как австрийский шиллинг и немецкая марка больше не существуют как национальные валюты, однако подобное развитие событий не влияет на психологическую значимость этих открытий.


Хороший

CTa6vuiLHbiu Важный

Быстрый

Актиный

Успешный Сложный

Рисунок 4.6 Профиль восприятий доллара США: 1=негатиБное восприятие; 6=позитивное восприятие

Как показывает график, доллар США оценивался чрезвычайно однородно по всем девяти шкалам, между подгруппами из Австрии, Германии, Швейцарии и Великобритании не бьшо обнаружено никаких различий. Однако результаты выглядят иначе для европейских валют, где речь идет о национальной валюте части европейских трейдеров. Как показывают рисунки 4.7 и 4.8, расположение центра биржевой торговли оказало значительное влияние на оценки этих валют.

Рисунки 4.7 и 4.8 демонстрируют, что австрийские трейдеры оценили тпиллинг значительно выше, чем трейдеры из других мест, и что швейцарские трейдеры оценили франк значительно выше, чем трейдеры из других мест . На самом деле каждая из европейских

Австрийские трейдеры оценили шиллинг как более лучший, более стабильный, более важный, более быстрый, более сильный, более оптимистичный, более активный, более успешный и более сложный, чем другие трейдеры. Швейцарские трейдеры оценили франк как более лучший, более стабильный, более важный, более быстрый, более сильный, более



\ \ \ ♦

\ -...............

\.....

Хороший Стзбилкнш Важк,1Й ewoTPVi Сильный ОшимйОТИЧИк* Аивчый Успешный Слокиый

Рисунок 4.7 Восприятие австрийского шиллинга: 1= негативное восприятие; 6=положительное восприятие.

\ I/ Х. V/ V

Хороший Стабильный аный ЫСТРЫЙ Сильный Рлтимистичный Активный Успеилный Сложный

Рисунок 4.8 Профиль восприятий швейцарского франка: 1= негативное восприятие; 6=положительное восприятие.

оптимистичный, более активный и более успешный, чем другие трейдеры, 172

валют была оценена иначе трейдерами, оценивавшими свою национальную вапюту, каждый раз, когда в дело вовлекалась валюта страны группы, становились очевидными заметные различия. Напротив, доллар США, как любая внешняя валюта, бьш оценен очень однородно различными географическими группами трейдеров в Европе. Следовательно, восприятия валгот последовательно характеризовались систематическими несоответствиями между местными и неместными трейдерами.

Социально-психологическое объяснение этих различий предлагается теорией социальной идентификации межгрупповых отношений *°. Эта теория предполагает, что, будучи членами групп, люди обретагот социальную идентификацию. Согласно теории социальной идентификации, такие групповые категории как национальности, дают человеку важные возможности для самоопределения. Более того, когда люди формируют социальную индивидуальность, в этом участвует процесс социальной и познавательной самооценки, этот процесс вьфажает человеческую потребность в позитивной самооценке. Однако, что происходит, когда группы и самооценка важны для идентификации человека? Желание придать себе большую значимость может заставлять людей проводить различие в сравнениях между группами, членами которых они являготся, и внешними группами, и к оценкам в пользу групп, в которые они входят, вместо внешних групп. Другими словами, благоприятные сравнения помогают людям достичь позитивной социальной идентификации *. Например, потребность в социальной идентификации и позитивной самооценке можно наблюдать в конфликтах между группами. Эта потребность может привести к предвзятости к представителям внешних групп даже при отсутствии внешних причин . Таким образом, на валютном рынке на отношения к валютам влияет национальность*, а теория социальной идентификации помогает объяснить национальные предубеждения в отношениях трейдеров .

Для трейдеров из Германии и Великобритании тенденция оценивать свою национальную валюту иначе бьша менее выражена и не являлась последовательно положительной. Почему так происходит? Возможно, здесь задействованы различные степени национальной идентификации трейдеров из различных стран, поскольку предпочтение, отдаваемое национальным



Когда оценки всех валют были факторно проанализированы, то результаты выявили три фундаментальных параметра, согласно которым трейдеры воспринимают валюты. Эти факторы - это оценка вачюты (этот аспект определяется тем, насколько хорошей, стабильной, оптимистичной и успешной воспринимается валюта), сила валюты (определяемая тем, насколько важной и насколько активной воспринимается валюта) и активность валюты (определяемая тем, насколько быстрой и сложной воспринимается валюта). Другими словами, трейдеры провели различие между психологическими аспектами того, насколько хорошей (оценка валюты), сильной (сила валюты) и активной (активность валюты) они считают валюту. Трейдеры пользовались этими тремя факторами очень однородно: для каждой отдельной валюты оценки трейдеров показали одни и те же лежащие в их основе три фактора, и по различным валютам одни и те же аспекты внесли свой вклад в каждый из этих факторов.

Метод семантических отличий как результат вьщал эти три фактора оценки, силы и активности в многочисленных исследованиях по множеству тем. С точки зрения психологии очень важно, что эти факторы не относятся только к теоретическим или семантическим явлениям, но, напротив, они охватывают основные базовые параметры человеческого опыта. Например, фактор оценки обращен к таким вопросам, как: Является ли оцениваемый объект хорошим или плохим для меня? Должен ли я приложить максимум усилий, чтобы его заполучить, или лучше держаться от него на безопасном расстоянии? Легко представттть, что подобные вопросы также играют центральную роль в ожиданиях участников валютного рынка, когда они принимают решение относительно того, какую валюту покупать, а какую продавать. Трейдеры валютного рынка в данном случае обладают разными ожиданиями не только потому, что они по-разному интерпретируют информацию , но также потому, что у них различное отношение к валютам.

товарам, безусловно, связано с национальной идентификацией*. Различия

могут также относиться к чувству собственного достоинства трейдеров*

или к национальным политическим факторам, которые оказывают влияние

на взгляды трейдеров на их национальную валюту.

Смотри МакДональда (MacDonald) и Марша (Marsh)*.

Помимо семантических отличий рейтингов валют, 288 трейдеров оценили вероятность различных сценариев развития событий на валютном рьшке. Два значимых сценария описывали ожидание повьштения курса швейцарского франка и повышение курса доллара США. Из этих двух сценариев, 60,4% трейдеров оценили повьпнение курса доллара как более вероятное, 29,2% оценили повышение курса швейцарского франка как более вероятное, а 10,4% приписали равную вероятность этим двум сценариям будущего.

Сравнение ожиданий с отношениями трейдеров к доллару и франку показывает, что ожидания систематически соотносились с лежащими в их основе отношениями. Трейдеры, которые считают повьппение курса швейцарского франка более вероятным, придерживаются значительно более положительных отношений к швейцарскому франку по параметрам оценки, сшы и активности, нежели чем другие трейдеры. Сходным образом, трейдеры, которые ожидают сценария, по которому более вероятно повьпнение курса доллара США, придерживаются значительно более позитивного отношения к доллару США в параметре оценки, чем другие трейдеры. Следовательно, сушествует выраженная взаимосвязь между отношениями участников рьшка к валютам и их ожиданиями относительно развития событий на рынке. Положительное отношение к .валюте существенно соотносилось с ожиданиями, что курс валюты вырастет; другими словами, субъективные отношения и оценки трейдеров оказывают влияние на то, как трейдеры прогнозируют рынок. Более того, свидетельство присутствия национальных предубеждений среди трейдеров валютного рьшка показывает, что психологические процессы влияют на восприятия и отношения, и что это влияние продолжает существовать на уровне крупных групп участников рьшка.

Эти результаты отнюдь не ограничиваются европейскими трейдерами. В Североамериканском опросе я просил трейдеров спрогнозировать ряд реальных валютных курсов по различным временным диапазонам. Их ответы подчеркивают степень, с которой ожидания валютных курсов подвержены влиянию субъективных отношений. Например, существует сильная зависимость между прогнозами трейдеров относительно курса евро к доллару и их Отношениями к евро и доллару США: трейдеры, которые



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 [ 27 ] 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53