Тел.факс: +7(831)437-66-01
Факторинг  Психология рынка forex 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 [ 44 ] 45 46 47 48 49 50 51 52 53

что-то в этом роде . Недооценка связи между рынком и реальным миром становится особенно очевидной в контрасте ужасов войны, убийств и ядерной катастрофы с тем, что курс доллара к марке несколько снизился .

Резюмируя, скажем, что оба интервью демонстрируют динамичное взаимодействие рыночных метафор, которые выражают и управляют тем, как трейдеры понимают рьшок, как они взаимодействуют с рынком и как они определяют свою собственную роль. Те же самые рьшочные метафоры (например, рынок как война ) можно развивать по-разному (например, когда трейдеры закрепляют за собой различные места и роли на поле брани рьшка как войны). Таким образом, значение и подтексты основных рьшочных метафор не следует обобщать упрощенно, поскольку каждая метафора дает возможность особьгх построений с уникальными психологическими подтекстами.

Чему мы можем научиться на рыночных

метафорах

Два сходных вопроса стояли в начале этой главы: какова природа валютного рьшка и как участники формируют ситуации и торгуют валютами? Метафоры ведут к глубинному пониманию валютного рынка, (то есть, пониманию того, что рьшок представляет собой психологически и как действуют участники). Понимание рьшка через метафоры участников рисует рьшочные решения не как экономические данности, а как психологические структуры. Торговое поведение различно на рьшке, понимаемом как война, и на рьшке, понимаемом как базар. По словам одного трейдера: Если тебе, например, не нрится определенная сторона, то в конечном итоге оказывается, что jbi пытаешься с ней бороться, иногда покупая глупые позиции, которые ты не купил бы при обычных обстоятельствах. А это обычно приводит к крупным убыткам!

Поскольку метафоры выражают психологические и эмпирические понимания, они передают индивидуальные и коллективные реальности валютного рьшка. С помощью метафорического подтекста, ключевые аспекты рынка (например,

природа рынка, то, как участники рынка взаимодействуют друг с другом, цели заключения сделок) объединяются в эмпирическое целое. Метафоры позволяют участникам осознать абстрактное понятие рынка, логично объяснить сложные рьшочные собьггия, и управлять своими собственными торговыми решениями.

В отличие от традиционного экономического представления о всеобщей рациональности, рьшочные метафоры показывают, что валютный рынок переживается и понимается по-разному различными участниками. Таким образом, в то время как некоторые наблюдатели отвечают на сложность рынка только продолжением попыток измерить и подсчитать, подобные попытки могут не только не решить, но и осложнить ситуацию. По контрасту, исследование значений рыночных метафор и их последствий ведет к качественно лучшему пониманию рынка и торговых решений

Понимание валютного рьшка через метафоры открывает окно в психологический мир, в котором живут и действуют участники. Как только это окно открылось, стало очевидно, что рациональность торговых решений, возможно, не зависит так сильно от ожидаемой полезности и математических вероятностей, как это заложено в психологическом и метафорическим понимании рьшка. Как мудро

Более того, анализ рыночных метафор может привести к более дифференцированному пониманию того, как подгруппы участников рынка работают на рынке и формируют его. Например, существует намного больше мужчин-трейдеров валютного рьшка, чем женщин, а ведущая роль метафор войны может в общем выражать преимущественно мужскую культуру и отражать скорее мужской, нежели женский опыт валютного рынка. Более того, тендерная природа рыночного языка, возможно, поддерживает мужское доминирование на рьшках и даже представляет собой средство вытеснения женщин с профессиональной арены: метафоры не только обладают способностью называть, но также силой вытеснять. Лучшее понимание метафор валютного рынка может также привести к открытиям в отношении движений рьшка (например, преобладание рьшочных метафор может быть функцией времени). Экономические исследования показывают, что макроэкономические индикаторы, на которые обращают внимание участники рынка, меняются с течением времени *. Также доминирующие рыночные метафоры могут подвергаться изменениям и указывать на перемены в том, как коллективно концептуализируется рынок.



отмечает один трейдер: Я не думаю, что на самом деле можно говорить о рациональном и иррациональном. Это зависит от того, каков твой подход к рынку, что ты о нем думаешь . Этот аспект рьшочных метафор предполагает, что подходы и понимание валютного рынка участниками - это психологические структуры. Некоторые удивительные подтексты структурной природы рынка представлены в следуюшей главе.

Чтобы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24.

Краткие ссылки

получить полную информацию, см. главу со ссылками в конце книги. Oberlechner, Т. Et al. (2004) Maital, S. (1982) Bennet, A. (1994)

Fan-, R.M. and Moscovici, S. (1984) Ricoeur, R (1975) Kubon-GIike, G. (1996) McGoun, E.G. (1996) McCloskey, D.N. (1990) Hodgson, G.M. (1993) . Schmitt, R. (1995) . Johnson, M. (1987) . Lakoff, G. (1987) Lakoff, G. and Johnson, M. (1980) Lakoff, G. and Johnson, M. (1999) Edwards, D. (1991) Edwar?fs, D. (1997) Weatherall, A. and Walton, M. (1999) Black, M. (1977) Ichheiser,G. (1949) McCIosliey, D.N. (1995) Freud, 8.(1900) Gray, J. (1997) Altman, M. (1990) Frankel, J.A. and Froot, K.A. (1990b)

Валютный рынок -психологическая структура

Экономические деятели не воспринимают объективную, реальность скорее ойи генерируют свое собственное понимание реальности, котороезат£м,руспавл1 пиит ихповедени .

Полученные из первых рук участников рьшка свидетельства, представленные в этой книге - например, в отношении субъективньгх свойств отбора и обработки рыночной информации, асимметрии в принятии рисков, социальных аспектов формирования ожиданий, влияния механизмов стадности и рьшочных слухов - показьюают, что рыночной динамикой управляют участники, которые принимают решения и действуют, скорее, психологически, нежели чем рационально. Люди привносят на рынок гораздо больше, нежели чем просто деньги и информацию. Они сами приходят туда , - по словам экономиста Шломо Майталя (Shlomo Maital). Рыночные модели должны отражать эту психологическую динамику, без этого, они просто механистичны, а, следовательно, неполны.

Не только сама суть торговли на рынке психологична, но психология также влияет на теории рынка на мета-уровне, к которому редко обращаются. Каждый день, каждую минуту и даже каждую секунду на валютном рьшке идут валютные торги. Несомненно, эта нестабильность - это определяюшее свойство сегодняшнего рьшка. Даже для экспертов, колебания валютных курсов остаются, по большей части, непредсказуемыми. Например, ряд систематических эконометрических исследований показал, что текущие курсы (например, сегодняшний курс евро к доллару) гораздо лучше предсказывают будущие валютные курсы (например, курс евро к доллару через месяц), чем экономические модели .



В подобных неопределенных средах психология предсказывает, что люди формируют субъективные теории относительно событий, за которыми они наблюдают, причин, стоящих за этими событиями, и вероятного развития событий в будущем. Как только они сформированы, эти теории сопротивляются изменениям, поскольку предположения, на которых они базируются, являются типично самоукрепляющимися. Рассмотрим ситуацию с суеверными игроками в рулетку, которые придерживаются теории, что молитвы обеспечивают им денежный выигрыш. Если они выигрывают в казино, они увидят в этом подтверждение своей теории. Если счастливые числа так и не выпадают, то вместо того, чтобы усомниться в своей теории, они, возможно, говорят себе: Мы недостаточно хорошо молились! . На валютном рынке устойчивая природа субъективных рьшочных теорий подсказывается наблюдением за трейдерами, чей ранний опыт биржевой торговли оказывает продолжительное воздействие на подходы трейдеров к рьшку и на их торговые стратегии.

Последствия того, что именно происходит, когда люди формируют субъективные теории и взаимодействуют на их основе, были показаны в ходе примечательного эксперимента социального психолога Александра Бавеласа (Alexander Bavelas). В этом эксперименте пары неопытных медиков-участников были разделены и им показали изображения клеток, на основании чего они должны были решить, являются ли эти клетки здоровыми или больными. В каждой паре участников участник А получал точный отзыв относительно своего выбора ( правильно или црправильно ), что позволяло участнику узнать о двух типах клеток и, в конечном итоге, с довольно высокой точностью в 80% различить их в конце ряда картинок. Однако, одновременно, не зная этого, участник В получал отзыв, который не зависел от его

Люди, принимающие решения, часто становятся жертвами предубеждений, которые жестко ограничивают их представления о способах проверки гипотез. Вследствие этого, субъектам может последовательно не удаваться удаление ложных гипотез, и вместо этого они будут убеждаться в их верности. Как только это произошло, субъекты могут серьезно зациклиться на своих убеждениях и сопротивляться последующим демонстрациям их ложности . 276

собственных диагнозов; вместо этого он отражал правильность выбора первого участника. Таким образом, участник В не получал должной информации, на которой можно было бы основывать свое изучение двух типов клеток. Тем не менее участник В также формировал субъективные предположения относительно того, что отличает больные клетки от здоровых. Нечто совсем интригующее произошло, когда обоих участников объединили, чтобы те объяснили свои гипотезы о различиях между здоровыми и больными клетками. В то время, как предположегшя участника А бьши простьг, конкретны и довольно правильны, участник В выработал очень подробную и сложную теорию, хотя и неггравильную, поскольку она основывалась на противоречивой информации. При обсуждении теории, на участника А огромное впечатление произвела подробная и сложная теория участника В; и чем более абсурдной бьша эта теория, тем более убедительной она казалась участнику А. Большинство пар участников решили, что сложная теория участника В намного превосходит упрощенную , (но на самом деле верную) теорию участника А.

Фактическая непредсказуемость валютньгх курсов может привести к еще более жаркому поиску объясняющих и предсказывающих моделей. В почти случайных средах, тактгх как валютный рынок, объяснительные модели не только обещают понимание среды, но они также предполагают наличие руководящих принципов относительно того, как действовать. Однако зачастую они являются объяснительным домыслом и иллюзиями контроля , (то есть личными убеждениями, что определенные события являются случайными для других, в то время как они на самом деле таковыми не являются). Помимо своей объяснительной функции, эти теории дают чувство контроля над беспорядочными событиями. Психологические исследования указывают на то, что люди интерпретируют бессистемные последовательности как по-настоящему структурированные, и что они воспринимают модели в совершенно случайном ряду событий. Например, поклонники баскетбола верят в так называемый эффект Монте-Карло (то есть в то, что шанс игрока забросить мяч выше, если текущая попытка забросить следует за удачной попыткой, нежели чем если она следует за промахом в предьщущей попытке). Однако анализ профессиональных баскетбольных команд, таких как Boston



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 [ 44 ] 45 46 47 48 49 50 51 52 53