Тел.факс: +7(831)437-66-01
Факторинг  Хозяйственный учет 

1 2 [ 3 ] 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53

ответственного лица о том, что все поступившие ценности учтены, а выбывшие - списаны, и соответствующие первичные документы переданы бухгалтеру. Комиссия в присутствии материально-ответственного лица проверяет наличие материальных ценностей и составляет инвентаризационные описи, после чего производится сравнение инвентаризационных данных и данных учета, составляется сличительная ведомость. Выявленные расхождения регулируются сразу же после окончания инвентаризацирг. Наряду с имуществом (основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы) инвентаризации подлежат и финансовые обязательства (кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы).

Таким образом, инвентаризация представляет собой способ контроля за сохранностью средств предприятия и правильностью отражения их в бухгалтерском учете.

ДЛя получения обобщающих показателей о различных средствах, их источниках, операциях с ними необходима их правильная оценка. Такая оценка осуществляется с помощью денег. Основные принципы оценки устанавливаются Правительством. Основные средства и нематериальные активы, например, оцениваются по первоначальной стоимости с включением в стоимость расходов по доставке, доведению до состояния, пригодного к использованию; готовая продукция - по производственной или нормативной себестоимости; материалы - обычно по заготовительной себестоимости с включением транспортно-заготовительных расходов; товары - по стоимости их приобретения или учетным ценам (в розничной торговле).

Таким образом, оценка - способ денежного выражения объектов бухгалтерского учета; ее применение обеспечивает реальность и сопоставимость показателей хозяйственной деятельности предприятий.

Для осуществления контроля и установления цен необходимо знать величину затрат на производство продукции, а также себестоимость каждого ее вида. Это достигается с помощью калькуляции. Для определения себестоимости единицы все произведенные затраты по данному виду продукции делят на количество единиц выпущенной продукции.

Правильно составленная калькуляция дает возможность реально оценить затраты на различные виды продукции и выпускать ту продукцию, которая дает наибольшую прибыль.

Затраты по способу включения в себестоимость делятся на прямые и косвенные. Первые из них непосредственно можно отнести на определенную продукцию (это материалы, работы и услуги сторонних организаций, заработная плата основных производственных рабочих с отчислениями на социальное страхование и обеспечение).



косвенные расходы относятся лпбо ко всему производству в целом, либо к отдельным его подразделениям (ото заработная плата административно-управленческого персонала с отчислениями, канцелярские, почтовые расходы, затраты на ремонт, амортизационные отчисления, расходы на аренду административных помещений). данные затраты в течение месяца собираются на отдельных соответствующих счетах, а в конце месяца распределяются по видам выпускаемой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг. обычно разделение таких затрат по видам продукции осуществляется на основании заработной платы основных производственных рабочих либо при помощи сопоставления прямых затрат.

следует отметить, что полнота и правильность отнесения затрат на отдельные виды изготовленной продукции, выпо.тхненных работ, оказанных услуг должны быть в центре внимания бухгалтера, так как эта сторона финансово-хозяйственной деятельности предприятия является объектом проверки со стороны налоговых органов, потому что при завышении себестоимости занижается прибыль предприятия, следствием чего является снижение налоговых платежей в бюджет.

предприятия каждый день могут совершать множество операций. для наблюдения и контроля за ними объекты учета необходимо групгшровать по окономргчески однородным признакам. такую систематизацию осуществляют с помощью счетов бухгалтерского учета, которые являются способом вторитшой регистрации средств и операций с ними и служат для текущего отражения изменений, происходящих в средствах предприятия.

на счетах операции фиксируются в денежном измерителе, а при необходимости используются натуральные и трудовые измерители. все изменения, происходящие со средствами, представляют собой либо их увеличение, либо их уменьшение. с целью отдельного учета увеличения и уменьшения средств бухгалтерские счета разделены на две части - дебет и кредит.

хозяйственные операции отражаются на счетах с помощью двойной записи, показывающей взаимную связь объектов уюта. благодаря двойной записи каждая операция отражается в одной сумме не менее, чем на двух счетах. например, операция зачисления средств из кассы предприятия на расчетный счет влечет за собой как уменьшение денежных средств в кассе, так и увеличение их на эту же сумму на расчетном счете. двойная запись позволяет понять внутреннюю связь явлений, экономический смысл, содержание каждой операции.

средства предприятий участвуют в процессе производства непрерывно. для того, чтобы определить величину средств и дать им экономическую оценку в определенный момент времени составля-



ют бухгалтерский баланс. Таким образом, баланс представляет собой систему показателей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность предприятия, состояние его средств и их источников на определенную дату в единой денежной оценке.

Бухгалтерский баланс является основной отчетной формой, которая характеризует размер имущества и финансовое состояние предприятия. Однако, вследствие необходимости сведений о других сторонах деятельности предприятия составляют ряд других форм отчетности. Таким образом, отчетность представляет собой систему обобщающих технико-экономических показателей деятельности предприятия за отчетный период.

Перечисленные выше сггособы применяются в органической связи друг с другом. Учет начинают с документации операций. Иа основании документов осуществляют отражение операций на счетах при помощи двойной записх!. Для обобщения в едином измерении данных, содержащихся в документах, используют денежную оценку; для их проверки и уточнения применяют инвентаризацию. Уточненные данные счетов используют для исчисления себестоимости путем калькуляципи, а также для составления бухгалтерского баланса и других форм отчетности.

БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС. СЧЕТА. ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ

Бухгалтерский баланс применяется для обобщения показателей о состоянии, размещении, использовании средств предприятия, и об источниках их образования в стоимостном измерителе на определенную дату.

Структура баланса представляет собой двустороннюю таблицу. Левая сторона, в которой сгруппированы хозяйственные средства по составу и размещению, называется активом. Правая сторона, отражающая средства по источникам их образования и целевому назначению, называется пассивом. Актив и пассив баланса имеют несколько разделов, которые объединяют экономически однородные по своему составу группы средств и состоят из отдельных статей, отражаемых по определенным строкам в балансе. Общий итог баланса называется его валютой.

Особенностью баланса является равенство итогов актива и пассива. Это объясняется тем, что в активе показаны средства по их составу в определенной денежной оценке, а в пассиве - их же источники образования (общая форма - см. таблицу 2).

Возникающие в процессе деятельности предприятия хозяйственные операции не нарушают равенства итогов актива и пассива баланса, в то время как суммы статей, а также валюта баланса могут меняться. Это происходит вследствие того, что всякая опе-



1 2 [ 3 ] 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53