Тел.факс: +7(831)437-66-01
Факторинг  Левередж - рыночная психология 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 [ 15 ] 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100

облегчило обмен, но оно не имело никакого отношения к производству.

Увеличьте сложность этого упрощенного примера до уровня современной рыночной экономики и станет очевидно, что без используемого всеми и приемлемого для всех средства расчетов торговый процесс был бы невозможен. Используемое всеми средство расчетов, независимо от принимаемой им формы, называется деньгами. Цитирую фон Мизеса:

Деньга - средство расчетов - наиболее легко продаваемый товар, приобретаемый людьми, потому что они хотят предложить его в более поздних актах межличностного обмена. Деньги - предмет, служащий как общепринятое и используемое всеми средство расчетов. Это их единственная функция. Все другие функции, приписываемые деньгам, лишь специфические аспекты их единственной первичной функции, функции средства расчетов .

Экономическая ценность денег на рынке в том, что они позволяют личностям продлевать период времени между продажей их изделий и приобретением изделий и услуг других. Люди приобретают деньги, потому что не могут немедленно удовлетворять свои потребности путем прямого обмена своих продуктов (включая услуги) непосредственно на другие продукты. Вместо этого они предпочитают держать деньги в ожидании возможности удовлетворить свои желания в несколько более отдаленной точке времени, используя их в косвенном обмене.

Это может звучать элементарно, даже тривиально. Но понимание роли денег жизненно важно для понимания экономического цикла. Обратите внимание: фон Мизес называет деньги наиболее легкопродаваемым товаром . В этом описании отсутствует прямое указание на то, что деньги обладают экономической ценностью; они удовлетворяют осознанную потребность, признаются рынком как таковые и являются достижимыми. Чтобы быть наиболее легкопродаваемой экономической ценностью, деньги должны быть универсально желанными и иметь другие очевидные свойства: долговечность, мобильность и делимость. Кроме того, их количество должно быть ограничено.

Стоимость денег, как и любой другой экономической ценности, определяется рынком через закон спроса и предложения. Как и при любом другом обмене, мы уплачиваем цену за то,



чтобы получить деньги в торговле. Однако эту цену нельзя выразить в денежно-кредитных терминах. Стоимость товаров и услуг измеряется в денежных единицах, а стоимость самих денег - это вопрос восприятия и суждеьшя человека об их потенциальной покупательной способности. Обе меры стоимости могут быть определены ТОЛЬКО на рынке, управляемом спросом и предложением.

Отношение между предложением и спросом на деньги, которое фон Мизес называет денежным отношением , определяется не в макромасштабе, а, скорее, совокупной суммой уникального контекста каждого человека и оценок, выражаемых на рынке. Хотите - верьте, хотите - нет, этот простой факт предмет спора экономических теоретиков с тех самых пор, как началось изучение экономики. Фактически многие экономисты даже вывели, что денежного отношения не существует.

Экономисты-классики Джон Стюарт Милл и Дэвид Хьюм считали, что деньги нейтральны , подразумевая, что деньги не имеют экономической ценности в том же смысле, как другие товары и услуги, что они не имеют своей собственной движущей силы. Продуктом этой веры стало убеждение, что общий уровень цен на товары и услуги повышается и понижается пропорционально увеличению или уменьшению денежной массы В обращении. Это может звучать разумным, но на самом деле чрезмерно упрощено и, по сути дела, противоречит самой природе экономической деятельности.

Ошибка классицистов состояла в их воображаемом построении статической равновесной экономики. Экономика состоит из многих рынков; каждый рынок состоит из личностей или групп, занятых в процессе оценки и межличностного обмена, являющемся постоянным динамическим процессом. Единственная цель денег - облегчать торговлю при неопределенных и изменяющихся обстоятельствах. Более того, деньги сами по себе инструмент изменения. Вот как сказал об этом фон Мизес:

Каждое изменение экономических данных приводит [деньги] в движение и делает их движущей силой новых изменений. Каждое смещение во взаимном отношении обменных курсов между различными неденежными товарами не только вызывает изменения в производстве и... распределении, но и провоцирует изменения в денежном отношении и, таким образом, дальнейшие перемены.



С этих позиций очевидно невозможно, чтобы изменения денежной массы могли затронуть цены всех товаров и услуг одновременно и в одинаковой степени. Единственным верным результатом изменения денежной массы будет изменение в распределении богатства; одни станут богаче, другие - беднее.

Предположим, в нашей маленькой ограниченной экономике фермер внезапно получает грант в форме бумажных денег от федеральной программы субсидирования. Сначала в маленькой экономической системе ничто не изменяется, если не считать появившихся у фермера бумажных денег Но теперь, вместо обмена своей кукурузы на золото, фермер может пойти и купить плуг напрямую, без необходимости торговать любым своим продуктом. Затем он может вести обычную меновую торговлю для получения других экономических товаров. Кузнец, в свою очередь, может использовать данную ему фермером ценную бумагу для покупки древесины, нужной для его фургона. Но по мере продолжения процесса торговли экономической общине станет ясно, что предметы потребления стали доступнее и цены начнут повышаться.

Экономическая активность испытывает некий первоначальный стимулирующий эффект, но только потому, что не все знают о дополнительных бумажных деньгах у фермера. Если бы другие производители знали об этом, они немедленно подняли бы свои цены для фермера. Их неведение позволяет фермеру потребовать от рынка большего количества товаров и услуг, и он обогащается за счет других, потому что цены не могут повышаться одновременно с увеличением денежной массы.

Кейнс понимал, деньги отнюдь не нейтральны, но он слишком переоценивал движущую силу денег при игнорировании инфляционного эффекта от печатания денег. Он полагал, что деньги можно использовать как двигатель дальнейшего производства. По его определению, нарастающее инвестирование, следовательно, и нарастающий экономический рост определяются совокупной потребляемой долей прироста дохода (marginal propensity to consume) в кейнсианских терминах. Но для увеличения производства вы должны сместить потребляемую долю прироста дохода, увеличивая потребительский спрос, измеряемый в денежной сумме доходов после вычета налогов. Увеличивая денежную величину доходов после вычета налогов, вы



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 [ 15 ] 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100