Тел.факс: +7(831)437-66-01
Факторинг  Левередж - рыночная психология 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 [ 18 ] 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100

зу; хотя фабрики, которые остановлены, нефтяные скважины, которые закрыты, уголь, который остается недобытым и т. д., с экономической точки зрения, не могут быть запущены в производство. Продолжают осуществляться минимальные капиталовложения в ожидании, пока будут созданы новые капитальные накопления, инвестированы и принесут плоды. Любое расширение капитала возможно, если появляется дополнительный капитал в виде капитальных накоплений, которые можно направить в производство.

Вызываемая государством кредитная экспансия, однако, создает впечатление, что капитальные накопления уже существуют и доступны для минимальных инвестиций. Как вы помните, деньги - это требование на непотребленные товары. Посколь-ку добавочная денежная масса вливается в систему как дополнительные банковские резервы, общая рыночная процентная ставка снижается (и за счет более низких номинальных ставок, и за счет увеличения денежной массы), и банки, как правило, начинают охотнее предоставлять ссуды. Так как предприниматели не могут видеть разницу между старыми и новыми деньгами, они воспринимают новообретенную возможность получения ссуд как возможность востребования неиспользуемого капитала и направления его на производительные цели.

Но на самом деле количество непотребленных товаров, включая капитальное оборудование, остается неизменным. Изменилось только денежное отношение, меняющее восприятие предпринимателями предложения доступного капитального оборудования. В результате следует война цен с участием ограниченного количества доступного капитала, и цены на капитальное оборудование начинают повышаться. Эта переоценка, однако, не происходит ни мгновенно, ни однородно.

Для целей изложения предположим, что все новые займы результат кредитной экспансии и предоставляются предприятиям, отвечающим идеальным требованиям центральных банков. Производство расширяется. Безработные получают работу. Страна выигрывает материально, верно?

Неверно! Экономический подъем вызывается просто появлением этого нового доступного капитала. Фактически, однако, происходит перенаправление уже существуюшего капитала от его прежнего использования к иному использованию. Капитал,



использовавшийся для производства, нацеленного на поддержание потребления на прежних уровнях, используется для других целей. Перенаправление капитала на другие цели неизбежно увеличивает время ожидания производства запасных частей и расходных материалов, потребительских товаров и новых товаров. В то же время спрос на потребительские товары из-за увеличения занятости в трудовом секторе повышается. В результате растут не только оптовые цены, но и цены на потребительские товары, опять же, не одновременно и не однородно.

Предприятия, однако, с энтузиазмом воспринимают увеличивающиеся цены, трактуя их как повышенный спрос и основание для дальнейшего расширения производства. В результате они инвестируют еще больше, что вызывает еще большее давление на цены производителей, включая заработную плату Это опять-таки оказывает повышающее давление на потребительские цены. Бум нарастает лишь до тех пор, пока банки продолжают создавать иллюзию наличия капитала, выдавая все больше и больше кредитов и раскручивая тем самым классическую инфляционную спираль.

Как быстро и когда повышаются цены, а также какие экономические секторы затрагиваются больше или меньше и до какой степени, зависит от ряда факторов. Во-первых, и это главное, технологические нововведения могут замедлить повышение цен за счет снижения производственных затрат. Во-вторых, критически важно, где и кому вьщают новые займы кредитные учреждения. Например, между 1927 и 1929 годами происходила огромная кредитная экспансия, но производственные и потребительские цены поднялись незначительно. Кредиты предоставлялись фондовым инвесторам, что вскармливало спекулятивное безумие, поднимавшее рынок ценных бумаг В более недавнее время, в 1982-1987 гп, подскочили цены акций и цены на недвижимость, хотя параллельно индекс потребительских цен понижался. В-третьих, государственная налоговая политика (налогообложение, государственное заимствование и бюджетные расходы) может или замедлять, или ускорять общий процесс.

В большинстве случаев, однако, цикл повышения цен следует подобной модели:

Сначала повышаются оптовые цены, но из-за немедленного характера увеличения потребительского спроса цены



на потребительские товары вскоре начинают повышаться более быстрыми темпами.

Предприниматели, введенные в заблуждение иллюзорной прибылью, интерпретируют повышающиеся цены как увеличение спроса и обращаются к кредитным учреждениям за дополнительными ссудами для расширения производства.

Кредиторы, видя увеличение спроса на ссуды в сочетании с повышением цен, добавляют к рыночным процентным ставкам ценовой премиальный компонент, и номинальная ставка процента растет.

Однако из-за снижения обычного процента общая рыночная процентная ставка, независимо от уровней номинальной ставки, продолжает падает

В результате вьщается больше ссуд.

Опять происходит вызванное увеличением денежной массы изменение в денежном отношении.

Опять увеличивается период ожидания расходных материалов при сохранении на прежнем уровне или увеличении потребительского спроса.

Опять цены на потребительские товары стремятся к повышению.

Цикл продолжается, и с каждым оборотом ценовой премиальный компонент оказывается недостаточен, чтобы компенсировать воздействие повышения цен. Если он был бы достаточен, кредитная экспансия прекратилась. Это, в сущности, источник современных экономических подъемов.

Фактор, ограничивающий степень и продолжительность экономического подъема, вызванного кредитной экспансией, - обычный процент. Как только производители и потребители начинают понимать, что покупательная способность понижается и что предполагаемый будущий доход недостаточен, чтобы компенсировать снижение, этот процент повышается; то есть происходит переход к реальным ценностям с предпочтением тех или иных экономических арен (акции, недвижимость, золото и т. д.), обещающих лучшую защиту от инфляции. Дополнительный спрос на ограниченное предложение потребительских товаров продолжает в ускоренном темпе гнать цены вверх.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 [ 18 ] 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100