Тел.факс: +7(831)437-66-01
Факторинг  Минералы. Российский минерально-сырьевой комплекс 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 [ 53 ] 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63

происходит крупный отток капитала за рубеж, составляющий 17-20 млрд. долл. ежегодно, который эквивалентен 500-600 млрд. рублей или (согласно оценкам ИНХП РАН) 6-8% потенциального прироста производства в год. Именно вывоз этих финансовьгх ресурсов является фактически одной из главных причин многолетнего производственного спада. Значительные резервы повышения эффективности экономики связаны также с совершенствованием организационной структуры многих ее отраслей - укрупнением технологически родственных предприятий, созданием крупньгх корпораций. В нефтяной отрасли, например, приватизация привела к ее значительной раздробленности. Количество предприятий по данным Госкомстата увеличилось с 60 в 1990 г. до 439 в 2001 г., а в газовой отрасли соответственно с 27 до 101. Все это привело к многократному увеличению административно-производственного персонала и значительно повлияло на рост издержек в производстве нефте-газовой продукции. Наряду с этим, значительная организационная раздробленность добычи нефти и газа и проведения к тому же крайне недостаточных объемов геологоразведочных работ в крупных нефтегазоносных провинциях (в особенности в уникальной Западно-Сибирской) по многочисленным лицензионным участкам, как показывает теперь уже многолетний опыт, не способствует разработке и осуществлению единой стратегии эффективного их геологоразведочного изучения и промышленного использования с учетом перспективы.

Практически во всех странах - ведущих экспортерах, а также в Китае и ряде других стран - неэкспортерах нефти действуют единственные крупные государственные нефтяные компании. Многолетний их опыт показывает, что такая система недропользования, обеспечивающая полное поступление дохода в бюджет, наиболее эффективна для государства. Па примере этих стран мы видим, что их государственные компании находятся на передовом современном технологическом уровне, рационально используют богатства своих недр и проводят заблаговременную разведку новых запасов. Компании некоторых из этих государств проводят работы и за рубежом. Например, первая глубокая скважина, открывшая крупнейшее нефтегазовое месторождение Кашаган в Казахстанском секторе Каспийского моря, пробурена Норвежской компанией. В Норвегии, занимающей третье место в мире по экспорту нефти, внешнеторговые операции осуществляет самостоятельная также государственная компания.

Крупные транснациональные нефтяные компании обслуживают в основном интересы экономически развитых стран - ведущих потребителей нефти в мире и не располагающих достаточными ее ресурсами в своих недрах.

Десятилетний опыт убедительно свидетельствует, что сложившаяся в России система недропользования и инвестиционно-организационная структура геологоразведочных работ направлены на дальнейшее исчерпание разведанных до начала 90-х годов XX в. запасов стратегических видов минерального сырья и не нацелены на устойчивое обеспечение ими экономики страны в перспективе.

Как показывает анализ, состояние минерально-сырьевой базы [- оссии с начала 90-х годов характеризуется устойчивой и прогрессирующей тенденцией ухудшения в количественном, качественном и экономическом отношении. Практически минерально-сырьевой комплекс в этот период базировался и продолжает базироваться сейчас в основном на перспективном поисковом заделе и разведаннььх запасах, подготовленных до 1992 г.

Проведение в 90-х годах реформирование минерально-сырьевого комплекса и принятый закон о недрах не создали надежного организационно-инвестиционного механизма, стимулирующего развитие и рациональное использование минерально-сырьевой базы и получения оптимального эффекта для экономики страны от ее промышленного использования. Все эти меры нацелены в основном на процедуры лицензирования ранее



разведанных и разрабатываемых месторождений, а также подготовленных перспективных геологических структур, районов и участков. За истекшее десятилетие практически не выявлено новых существенных месторождений. Сложившиеся новые экономические условия в недропользовании привели к катастрофическому сокращению объемов геологоразведочных работ (на нефть и газ в 3-3.5 раза, на твердые полезные ископаемые в 4-5 раз), распаду их организационной структуры и многих производственных геологических коллективов. Геологическая служба страны, подготавливающая мощную отечественную минерально-сырьевую базу, как ни одна другая отрасль претерпела разрушительные процессы. Полагаясь на рыночную саморегуляцию, государство практически самоустранилось от важнейшей его функции - изучение недр и их минеральных богатств с учетом потребности в них не только в текущем периоде, но и на перспективу, а также осуществление строжайшего контроля за рациональным и эффективным их использованием.

Недропользователям передана преобладающая часть действующих добывающих предприятий и разведанных запасов практически всех стратегических видов минерального сырья. Так, из Госфонда передано 96% разведанных запасов нефти и 83%) газа, из них соответственно 64%) и 63%о без конкурсов и бесплатно. Главная цель сырьевых компаний -получение максимально возможной прибыли, что инициирует выборочную отработку наиболее эффективных запасов и обеспечение максимального экспорта добытого сырья. Переданные сырьевым компаниям геологоразведочные работы проводятся в крайне недостаточных объемах и только в пределах районов эксплуатируемых месторождений, которые не решают стратегических задач по развитию МСБ.

Сложившаяся в МСК РФ суперлиберальная рыночная система не в состоянии самостоятельно автоматически решить всю массу накопившихся и все более обостряющихся проблем, представляющих серьезную угрозу экономике и безопасности России.

Необходимость активного участия государства в коренном усилении координации и организационного обеспечения развития минерально-сырьевой базы и эффективного ее промышленного использования предопределяется многими сложностями и особенностями переходного периода к рынку, незавершенностью законодательной системы, а также назревающей возможностью резкого спада объемов добычи стратегических МСР и рядом других факторов.

Учитывая в отличие от других государств огромную территорию России и слабую геологическую изученность многих регионов Севера, Восточной Сибири, Дальнего Востока, шельфовых акваторий, крупные прогнозные ресурсы ряда стратегических видов сырья (особенно нефти, газа, золота, урана и др.), а также фундаментальную основу МСК для экономики России и оптимизации ее структуры, назрел вопрос о воссоздании крупной геологической службы страны. В России сейчас нет единого центрального органа, разрабатывающего и осуществляющего текущую и долгосрочную минерально-ресурсную стратегию, а также отвечающего за развитие сырьевой базы и рациональное ее промышленное использование, добычу сырья, производство первичной сырьевой продукции и их реализацию. Сейчас эти функции раздроблены между МПР России, Минтопэнерго, Минэкономразвития, Госгортехнадзором и др. Полный цикл геологических исследований от оценки прогнозных ресурсов и поисков до разведки как в освоенных, так и в новых неосвоенных районах целесообразно проводить силами специализированных региональных, в том числе и государственных геологических организаций по разрабатываемым целевым программам.

Такая единая стратегия поисков и разведки для каждой минерально-сырьевой провинции (региона) в сложившихся за последние годы условиях проведения этих работ в небольших объемах многими добывающими предприятиями на разрозненных участках



Глава 3. Минерально-сырьевой комплеке как* важненшнн фактор рашнтня экономики Iocchh

практически не осуществима. Это подтверждается практикой последнего десятилетия, в течение которого не было открыто практически ни одного существенного по запасам и качеству месторождения.

Одна из главных задач государственного управления недрами - определить организационную структуру геологической службы и механизм инвестиционного обеспечения воспроизводства сырьевой базы в целях непрерывного научного и геолого-производственного изучения прогнозных ресурсов и выявления новых месторождений. Многие другие проблемы, сложившиеся и назревающие в ближайшей перспективе в минерально-сырьевом секторе экономики пе могут быть решены в современных экономических условиях без целенаправленного и конструктивного государственного управления и обстоятельно разработанной стратегии развития и промышленного использования МСБ России на перспективу 20-30 лет.

Повышение эффективности внешней торговли минеральным сырьем требует принятия государственной долговременной концепции, учитывающей взвешенное соотношение запасов стратегических минеральных ресурсов, внутреннюю современную и перспективную потребность в них и конъюнктуру внешнего рынка. Должен быть принят государственный .механизм координации внешней торговли и контроля за ее функционированием, обеспечивающим максимально полный доход государству.

Учитывая критически назревшую необходимость значительного увеличения геологоразведочных работ и невыполнение принимаемых Федеральных программ воспроизводства минерально-сырьевой базы, важно разработать и законодательно предусмотреть главнейшие принципиальные меры по оптимизации их организационной структуры и установлению механизма финансирования, а также повышению ответственности добывающих компаний и геологических организаций за выполнение указанньгх Федеральных программ.

В законе о недрах следовало бы предусмотреть определенные законодательные акты об условиях недропользования государственных добывающих и перерабатывающих минеральное сырье предприятий, создаваемых решением Правительства при возникновении экономической или стратегической целесообразности.

При существующей сложной и неэффективной системе финансирования и крайне недостаточных объемах, а также неудовлетворительной организационной структуры геологоразведочных работ изучение прогнозных ресурсов углеводородов и других полезных ископаемых как в старых добывающих, так и в особенности в новых перспективных районах с целью повышения степени их достоверности и открытия новых месторождений с начала 90-х годов практически прекращено. Геологическая разведка проводится в основном на разрабатываемых месторождениях и прилегающих к ним территориях и направлена главным образом на решение частных задач по поддержанию текущей добычи. Следствием этого следует ожидать дальнейшее усиление тенденции сокращения и ухудшения качественных и экономических характеристик сырьевой базы страны, а также спада добычи многих важнейших ресурсов в перспективе 2010-2015 годов.

Учитывая фундаментальное значение минерально-сырьевой базы как материально-энергетической основы преодоления кризиса развития экономики России, прежде всего, как важнейшего источника инвестиций не только в сырьевой добывающий комплекс, но и в подъем производственно-технологических отраслей, обеспечение дальнейшего развития и эффективного использования ее на основе обстоятельно разработанной государственной стратегии является главнейшей и безотлагательной задачей государства.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 [ 53 ] 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63