Тел.факс: +7(831)437-66-01
Факторинг  Теория очередей и материальные запасы 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [ 11 ] 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123

существует ли более сложного правила подачи заказов, выходящего за рамки рассматриваемого класса и обеспечивающего меньшие издержки. В некоторых случаях удается выделить условия, при которых простые политики будут оптимальными в глобальном смысле. Несколько таких ситуаций со ссылкой на первоисточники рассмотрено в [56].

Качественные особенности работы систем управления запасами, реализующих изложенные выше принципы, очевидны. На рис. 1.1 приведены графики изменения запаса для трех основных стратегий при следующих допущениях:

восполнение мгновенно;

уровни запаса контролируются периодически через интервалы г;

допускается отрицательный запас (backorders - задолженность, которая гасится при очередной поставке);

спрос непрерывен по времени и объему;

объем поставки детерминирован.

Не показанная на рисунке стратегия {T,q) с периодическим восполнением и постоянным объемом заказа q фактически не содержит элементов обратной связи, и процесс оказывается неуправляемым. Она соответствует чисто нормативному снабжению и может быть применена лишь в условиях стабильного спроса.

Периодическая стратегия с предельным верхним уровнем (T,S) легко встраивается в обычные схемы календарного планирования, гибко реагирует на изменения спроса. Обычная область ее применения - при высокой цене штрафа. Модели с периодическим пополнением имеют нерегулируемую частоту заказов. Это вызывает излишние транспортные и административные расходы после периодов с низким спросом и увеличивает средний дефицит при высоком спросе. С другой стороны, их преимуществом является совпадение моментов просмотра и заказа, что сводит к минимуму расходы на просмотр и связанную с ним канцелярскую работу. Объем гарантийного запаса здесь должен обеспечивать функционирование на интервале длительностью Т-f г , тогда как при пороговой (с непрерывным контролем) - только на время задержки поставок т. Поэтому страховые запасы при периодических стратегиях больше.




Ь-> t

г--.,. , (s,q)

1 1

q

II \

1 I

(s,S)


+-> t

Рис. 1.1. Типовые стратегии управления запасами



В многономенклатурных задачах для достижения экономии на поставках необходимо совмещать моменты заказов. Для них наиболее подходящей будет стратегия (Т, 5) в ее векторной форме, т.е. с различными, вообще говоря, значениями {Ti.Si} для каждой номенклатуры, причем периоды {Т} для обеспечения совмещения заказов должны быть кратны некоторому базисному периоду Т.

Стратегии с пороговым уровнем заказа реализуют принцип обратной связи по состоянию процесса. Модель с критическим уровнем (s,g) реагирует на спрос более медленно, чем {Т, S) , так как спрос с момента последней поставки и до перехода критического уровня накапливается, не вызывая реакции системы. Сама эта реакция не является достаточно тонкой и при временной стабилизации спроса на аномально высоком уровне приводит к частым недостачам.

Система двух уровней (или двухбункерная) (s, S) является наиболее гибкой по отношению к спросу и позволяет поддерживать относительное постоянство запаса вблизи критического уровня при достаточно редких поставках. Здесь при снижении запаса до уровня у < s выдается заказ на партию объема S - у . В практическом использовании она сложнее, чем {s,q) . Употребительным частным случаем является ее вариант с 5 = 5-1 (при дискретном спросе). Здесь заказ производится при поступлении каждого очередного требования. Еще более частный случай - отсутствие запаса на складе данного уровня (5 = 0).

Необходимо отметить, что при непрерывном контроле уровней и постоянном объеме требований стратегии {s,S) и {s,q) при S = s-\-q тождественны. Различие между этими стратегиями по определению объема заказа возникает только при дискретизации моментов контроля текущего уровня (в частности, именно так обстояло дело в неавтоматизированных системах снабжения) или при переменной величине требований. (

При поступлении требований в дискретные моменты времени нет смысла контролировать уровни непрерывно - достаточно сравнивать с порогом S остаток после удовлетворения каждого очередного требования. Учет этого обстоятельства позволяет считать, что для однопро-дуктовой (или приводящейся к таковой) задачи стратегия (s,5) всегда является наилучшей.

Из более сложных стратегий имеет смысл рассматривать трехпара-метрические стратегии вида (Т, s, 5) , комбинирующие особенности периодических и пороговых стратегий. В неавтоматизированных системах снабжения стоимость проверки может быть соизмерима со стоимостью



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [ 11 ] 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123