Тел.факс: +7(831)437-66-01
Факторинг  Теория очередей и материальные запасы 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 [ 13 ] 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123

2.2. Транспортные расходы 51

Затраты необходимо учитывать по месту их возникновения в кругообороте, исключая повторный счет. При наличии реальных тарифов снабженческо-сбытовой организации нет необходимости контролировать и оплачивать чужую деятельность. В частности, в составе транспортных расходов должны остаться только те, которые возникают непосредственно внутри нее в результате перемещений грузов ее технологическим транспортом. Обсуждаемые ниже данные в современных экономических условиях интересны и полезны главным образом перечнем и группировкой статей расхода и предполагают проведение экономического анализа конкретной ситуации.

2.2. Транспортные расходы

Во многих задачах управления запасами (прежде всего при синтезе систем снабжения) необходимо рассматривать альтернативные способы транспортировки продукции и связанные с ними затраты. К концу существования СССР во внутрисоюзном грузообороте удельный вес железнодорожного транспорта составлял около 80%. Грузопоток трубопроводного транспорта за 1965-1975 гг. увеличился более чем в два раза. Это связано с его эффективностью - при его использовании почти отсутствуют затраты на начально-конечные операции. Доля автомобильного транспорта несколько повышается - в частности, вследствие роста парка большегрузных автомобилей. Данный вид транспорта имеет бесспорное преимущество при перевозках на короткие расстояния, при подвозе грузов к станциям, причалам и от них, а также при перевозках мелких партий грузов, так как не требует длительного накопления грузов и не несет больших убытков от недоиспользования грузоподъемности подвижного состава.

При расчете стоимости доставки товара учитывается только пропорциональная расстоянию составляющая, при определении фиксированной компоненты стоимости поставок - начально-конечная. Приведем доли (в процентах) расходов по начально-конечным операциям с погрузкой и выгрузкой [27] для перевозок на расстояние 500 км (в скобках - на 100 км):

железнодорожный транспорт - 45 (80);

речной - 55 (86);

морской каботаж - 91 (94);



автомобильный - 3 (12);

воздушный - 25 (63).

Все транспортные затраты, разумеется, позже относятся на счет получателя.

2.3. Расчет стоимости хранения

Стоимость хранения материальных средств - единственный фактор в модели управления запасами, определяющий целесообразность сокращения последних. Как правило, она является линейной функцией характеристик движения запаса. Коэффициентом пропорциональности служит цена хранения единицы данного продукта в единицу времени или за период между поставками. По Постановлению ЦК КПСС и Совмина от 12 июля 1979 г. плата за сверхнормативные и непрокредитованные запасы материальных средств и не установленного оборудования вносилась из прибыли предприятия. Независимо от этого постановления так же обстоит дело с запасами предприятий негосударственных форм собственности.

Потери от хранения (собственно хранение, страховка, налоги, убыль, устаревание) исчисляются от среднего уровня запаса, омертвление - от максимального (краткосрочно освобождаемые средства выгодно вложить не удается). Стоимость хранения обычно считается пропорциональной стоимости имущества ( как в ломбарде [80]). Этот последний подход является сугубо приближенным. Он основан на большом удельном весе в цене хранения платы за омертвление средств и введении к последней усредненных по множеству номенклатур процентных надбавок. В хозяйственной практике запасы расцениваются в зависимости от места их нахождения: для продуцента - по себестоимости, в оптовой торговле - по оптовым ценам покупателя (без налога с оборота), у отдельных потребителей - по оптовым ценам промышленности (включая налог с оборота), в розничной торговле - по розничным ценам.

Классификация затрат в системах снабжения определяется целями анализа. Ниже приводятся данные [27, гл. 3] о распределении относительных издержек содержания производственных запасов по набору статей, классическому для экономики советского периода.



Расходы по управлению снабжением (13%), в том числе на оплату собственно управленческого персонала - 5.6; на работников по приему материалов - 4.2; на израсходованные при приемке материалы -2.3.

Транспортные расходы (34%): оплата железнодорожных тарифов транзитной поставки - 1.7; складская наценка при поставках с базы - 2.9; расходы на подачу вагонов и погрузо-разгрузочные работы, выполняемые транспортным и крановым цехами - 11.4; стоимость доставки автотранспортом предприятия -4.5; автотранспортом сторонних организаций - 6.7; прочие транспортные - 6.8.

Издержки содержания запасов (52.6%): основная и дополнительная зарплата работников складов и сектора складского хозяйства отдела снабжения - 7.0; услуги вспомогательных цехов - 20.5; амортизационные отчисления от стоимости основных фондов и инвентаря складов - 1.5; плата за основные фонды складов - 3.9; текущие расходы по содержанию складов (отопление, освещение, водоснабжение) - 2.3.

Затраты на иммобилизацию запасов (убытки от омертвления денежных средств) оценивались в 17.3%.

В цитированной работе далее сформулированы предложения по изменению перечня статей. Транспортные тарифы переложены на потребителя. В новой группировке (60.3% от первоначальных затрат) расходы на управление составляют 21.5%; на перемещение - 26.3%; на содержание - 52.2%. Приведем соответственно исправленные данные из того же источника.

Расходы по управлению снабжением составляют 58.6%, в том числе на оплату собственно управленческого персонала - 28.5; служебные командировки - 2.3; канцелярские расходы и услуги связи - 1.5; содержание персонала складов - 13.7; упаковку - 11.6.

Транспортные расходы внутри предприятия - всего 33%.

Издержки содержания запасов (8.6%): содержание основных фондов - 5.1; текущий ремонт и амортизация - 3.5.

С позиций теории управления запасами, в образовании цены хранения принимают участие следующие факторы:

стоимость складского помещения и техники;

эксплуатационные расходы и затраты на управление;

транспортные операции;



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 [ 13 ] 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123