Тел.факс: +7(831)437-66-01
Факторинг  Теория очередей и материальные запасы 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 [ 16 ] 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123

2.5. Определение величины штрафа

Важнейшим элементом задачи управления запасами является регулирование дефицита. Времена тотального дефицита хорошо помнит старшее поколение граждан России. Некоторые деятели (А.И. Левин, [10, с. 9]) теоретически обосновывали закономерность превышения роста спроса над ростом предложения при социализме. Гарантированный сбыт продукции не способствовал ориентации на обеспечение реального спроса. Имеет основания мнение [4], что в СССР дефицит создавался искусственно и был инструментом управления массами и кадрами. Недопроизводство позволяло всучить потребителю что угодно... Спекуляция и коррупция, бюрократизм и снижение качества, потеря профессионального мастерства - все это последствия дефицита сырья и готовой продукции, возможностей и гражданских прав, здравого смысла и профессиональной компетентности, свободы принятия реше-

Обычно переналадки связываются с работой металлообрабатывающих агрегатов и ассоциируются с дополнительными затратами на установку (смену) приспособлений. В поточных системах (например, мельницах и трубопроводах) при переходе на новый продукт в процессе переналадки выпускается смесь старого и нового продукта. Эта смесь либо идет в брак, либо реализуется как продукция низшего качества - следовательно, с потерей дохода.

Разумеется, получатель не в состоянии выполнить строгий расчет этих затрат - для этого у него нет исходных данных, но он должен запросить итоговые сведения у поставщика.

Можно учесть и непостоянство стоимости запуска (в зависимости от числа параллельных технологических линий). При хранении жидких и газообразных продуктов могут возникнуть ограничения, связанные с объемом буферных емкостей. Иногда постоянная составляющая рассматривается как ступенчатая функция целочисленного аргумента (например, количества вагонов, необходимого для реализации поставки). При этом суммарные затраты становятся разрывной функцией объема поставки, что существенно усложняет нахождение оптимального объема последней.

Одновременный заказ различной продукции может потребовать значительных денежных средств на заказ, а также слишком емких перевозочных средств.



НИИ и материальной заинтересованности в труде, конкуренции и свободы предпринимательства .

Надо признать, однако, что дефицит всего вышеперечисленного сохранился (более того - усугубился) в прстперестроечное время. Кроме того, как будет показано ниже, полностью бездефицитное снабжение целесообразно лишь в предельном случае (при бесконечной цене штрафа). Такая ситуация является теоретической абстракцией, и определению реального значения упомянутой цены (хотя бы и приближенного) должно уделяться первостепенное внимание. На наш взгляд, одной из причин существования у потребителей политики излишнего запасания является отсутствие возможности и экономической необходимости сопоставления потерь от сверхнормативных запасов с ущербом из-за дефицита продукции - прежде всего производственно-технического назначения. Погрешность в цене штрафа сравнительно слабо сказывается на параметрах стратегии, но существенно влияет на величину операционных затрат.

Для установления цены штрафа используются два основных метода:

определение прямых убытков и/или упущенной выгоды;

через обратную задачу .

Сущность первого метода состоит в детальном экономическом анализе последствий недостачи. В руководящих документах недавнего времени приводились стандартные штрафные санкции (8-12% от стоимости недопоставленной продукции [28]). НИИ ЦСУ рекомендовал 30 коп. на рубль дефицита, ЦЭМИ и НИИ МТС увеличивали их до 60 коп. Был указан предельный, процент недопоставок, при превышении которого включалась шкала прогрессивного снижения премий руководителям предприятий-поставщиков - вплоть до полного лишения премий при любой недопоставке по позициям, утверждаемым Госпланом. Однако, как отмечали многие исследователи и практики, эти санкции отнюдь не компенсировали ущерба, причиненного потребителям. Если график поставок и фиксировался в договоре, то запаздывания в поставках сроком до 10 суток вообще не наказывались, а штрафы за изменение сроков поставок были слишком незначительны, чтобы существенно влиять на политику поставщика. К тому же поставщик отвечал перед вышестоящими органами за выполнение су.ммарного плана реализации, план же поставок конкретному потребителю (в особенности мелкому) часто оказывался недовыполненным.



2(7 h,

Найденные величины могут использоваться при управлении запасами в

По указанным причинам для оценки последствий дефицита обычно используется подсчет убытков в конкретной ситуации. Если угроза дефицита ликвидируется экстренными мерами (например, поставки продукции самолетом вместо обычных железнодорожных, сверхурочные работы, раскомплектование изделий, изготовление недостающих предметов на неспециализированном оборудовании, использование заготовок из более дорогого материала или с избыточными припусками на обработку), то ценой штрафа является превышение стоимости экстренной поставки над обычной (включая стоимость оформления экстренной поставки, которая также значительно возрастает). Ущерб в результате реального простоя для цеха (предприятия) складывается из прямых убытков (оплата рабочим вынужденного простоя, сверхурочных работ на других производствах, отклонения от оптимальных размеров партии) и упущенной выгоды (процент на замороженные в незавершенном производстве вследствие дефицита оборотные средства). Если из-за недопоставок останавливается устройство, приносящее известный доход или могущее его приносить (например, главный конвейер автозавода или ЭВМ, рабочее время которой сдается в аренду внешним заказчикам), то к сумме штрафа добавляется потерянный доход. Для большинства перечисленных ситуаций в ЦЭМИ АН СССР были разработаны соответствующие методики - см. [77, с. 233-234].

Второй способ оценки штрафа в значительной степени базируется на субъективном подходе, но представляется менее трудоемким. Его сущность заключается в том, что для исследуемой ситуации подбирается наиболее близкая модель управления запасами с известным решением. Далее считаем, что управление запасами происходило оптимальным образом, и, решая обратную задачу, находим, какой цене штрафа соответствуют принятые параметры стратегии. Так, если для задачи газетчика оптимальный запас S* определяется по формуле (5.6.2), то цена штрафа может быть найдена по формуле

c + hF{S*) 1-Г(5*) *

Для модели с постоянным спросом интенсивности Л оптимальный период между поставками вычисляется согласно (5.1.6), так что



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 [ 16 ] 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123