Тел.факс: +7(831)437-66-01
Факторинг  Теория очередей и материальные запасы 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 [ 74 ] 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123

7.7. АСУ снабжением: опыт и проблемы 231

4) Согласно (7.6.3) рассчитать {тг,} .

5) Найти соответствующие им квантили распределений.

6) Конец алгоритма.

7.7. АСУ снабжением: опыт и проблемы

Процесс получения информации при ручной обработке занимает 40-70% времени оперативных работников системы снабжения. Преимущества научного управления запасами в системах снабжения могут быть реализованы только с помощью соответствующих автоматизированных систем управления (АСУ). В экономически развитых странах это было осознано достаточно давно. В подтверждение напомним читателю расшифровку наименования крупнейшей корпорации IBM - International Business Machines, a также дату создания языка Cobol (Commertial Oriented Business Language) - 1960 r. В Японии по состоянию на апрель 1970 г. из 6700 ЭВМ использовались в торговле 1116.

Внедрению АСУ снабжением в СССР (начиная с 1965 г.) был присущ ряд просчетов стратегического и тактического характера [81]. Основы неправильной стратегии закладывались на высшем уровне тогдашнего руководства, отсталость которого в научной подготовке порождала непонимание ситуации в целом, потенциальных возможностей АСУ и их границ, условий успешного применения. Руководители ориентировались на автоматизацию решения традиционных задач ( большой арифмометр ) при сохранении неизменными структуры организации и форм управления, считали необходимым для надежности дублировать машинный счет ручным. Опасение за престиж и должности и желание показаться на гребне научно-технической революции вынуждало форсировать разработки АСУ снабжением. Между тем проектирование АСУ связано с совместной работой специалистов по вычислительной технике, математиков и экономистов, только достижение взаимопонимания между которыми требовало 3-4 лет. Но за это время требовалось выдать готовую АСУ!! Разработчики недооценили сложность и новизну проблемы, не провели поисковые исследования, не учли зарубежный опыт. Мало внимания уделялось централизации и типизации разработки программ, средствам и технологии настройки на конкретные условия, унификации документации, номенклаторов продукции, сквозной интеграции систем. Все это обнаруживалось на завершающих этапах и требовало глобальных переделок. Естественнно, что при



этом могли быть реализованы только фрагменты необходимого целого, которые делаются легче и быстрее (учетно-статистические задачи).

Среднее звено управленцев болезненно воспринимало сужение сферы своей деятельности, резкий рост требований к качеству информации и ее анализу. Требовалось определить состав требуемых данных, их структуру и способ представления, разработать набор классификаторов (продукция; поставщики и потребители; министерства и ведомства; услуги и работы; их исполнители; основные фонды, здания и сооружения; транзитные нормы; тарифные справочники; виды тары и т.д.). Надлежало собрать и систематизировать собственно данные - размещение объектов системы, спрос, тарифы, прямые связи; продумать технические средства и организационные формы их обновления и пересчета по факту . Изданное по этому поводу во исполнение поручения Президиума Совета Министров постановление Госплана от 10 марта 1971 г. своевременно выполнено не было. Документы оказались разнотипными по отраслям, часть информации - выводимой из других сведений и потому избыточной. В то же время выяснились и упущения, многого (в особенности для решения задач оптимизации) недоставало. Информация оказалась не приспособленной для передачи по каналам связи.

Позже Госснаб провел работу по унификации [81, с. 170], снизившую число форм с 1015 до 41 - но только для верхних уровней системы управления снабжением. Внизу так и остался разнобой, отчасти порождавшийся разнотипностью устройств подготовки первичной информации. Явно недостаточное внимание уделялось проверке правильности ввода и выполненных вычислений (контрольным кодированием и суммированием).

Материальная заинтересованность во внедрении АСУ снабжением на всех уровнях отсутствовала. Не было своевременно осознано (и разъяснено старым кадрам), что ЭВМ надо использовать не вместо человека, а вместе с ним (но обученным). Ситуация многократно усугубилась чудовищной стоимостью, низкой надежностью и недружественностью к пользователю ЭВМ первых поколений. Машины класса Минск последовательных серий не были программно совместимыми. Программы для экономических задач - все многократного использования - не ком-плексировались в цепочки по исходным данным. Не была выдержана общая система программирования.

Тем не менее был приобретен и бесспорно положительный опыт. Удалось отработать сжатие информации, планирование и учет в укрупненной номенклатуре (в верхних звеньях). Было выяснено, что для



7.7. АСУ снабжением: опыт п проблемы 233

достоверного планирования практически достаточен детальный обсчет крупных потребителей (все тот же принцип 20/80 %). Более 90% эффекта, полученного в 8-й пятилетке в организациях Госснаба, было достигнуто на нетрадиционных оптимальных задачах (а их было менее 10% от общего> числа автоматизированных). Например, решение задачи по перераспределению производства лаков и красок по 8 заводам снизило затраты на их изготовление на 700 тыс. руб. в год. Перепланирование загрузки трубных станов позволило дополнительно произвести 200 тыс. тонн дефицитных труб. Полномасштабное внедрение оптимальных планов перевозок дало выигрыш в 170 млн. рублей. Кстати заметим, что от комплексного внедрения научных достижений в управление американцы ожидали ежегодного дохода в 40 г\ллрд. долл. По данным Стэнфордского университета, от оснащения АСУ 5000 складов CUJA ожидалась ежегодная экономия в 250 млн. долл.

С учетом накопленного опыта в 9-й пятилетке объем капиталовложений в АСУ был увеличен в 6 раз.

Таким образоги, накануне перестройки в СССР сложились уникально благоприятные условия для реального перехода к научному управлению запасами:

сосредоточение в руках государства экономических и административных рычагов управления экономикой;

осознание как верхами, так и низами актуальности рационального управления запасами;

достаточный теоретический задел по управлению запасами;

широкое внедрение теории запасов в учебный процесс подготовки экономистов и организаторов производства;

большой (пусть неудачный, но правильно осмысленный) опыт разработки АСУ снабжением;

появление высокопроизводительных, надежных и недорогих ПЭВМ и универсального программного обеспечения их (офисные системы, системы управления базами данных).

Все эти факторы имеют место и сейчас - у естественных монополистов типа Газпрома, РАО ЕС, министерств путей сообщения, обороны и т.п. Однако методы ТУЗ актуальны и в рыночной экономике - от упомянутых гигантов до промышленного или агропредприятия и даже



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 [ 74 ] 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123