Тел.факс: +7(831)437-66-01
Факторинг  Теория очередей и материальные запасы 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 [ 82 ] 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123

в тропиках выше в 2-3 раза. По опыту среднегодовая стоимость закупаемых запчастей в год для автомобиля равна 2% от его стоимости, для колесного трактора 3-5%. Каждое наименование имеет свои сроки службы и специфические причины спроса и выступает как отдельный товар. Однако в машинах имеются и такие детали, которые практически не изнашиваются; потребность в их замене вызывается случайными или аварийными поломками.

Ассортимент запасных частей даже к одной модели машин постоянно меняется из-за модификаций агрегатов и отдельных деталей, вызываемых опытом эксплуатации или постепенным переходом к новым или модифицирован>ным моделям машин. Изменения в номенклатуре запасных частей требуют четкого информирования оптовых и розничных покупателей об этих изменениях, о степени взаимозаменяемости новых и старых деталей, о правилах монтажа и технического обслуживания новых узлов. Обычные сброшюрованные каталоги заменяются каталогами со сменными листами. Затем появились каталоги на микрофишах (США, Англия, ФРГ, Франция). В наши дни просмотреть каталоги и прайс-листы можно через Интернет.

Сокращение объема сбыта в некоторых районах может быть результатом их низкого потенциала, падения спроса, изменения в мотивах и привычках покупателей, неудачной рекламы, острой конкуренции, плохой работы различных звеньев сбыта.

Прогнозы общего объема сбыта делятся на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Краткосрочные составляются на финансовый или календарный год и используются в качестве основы для планирования потребностей в денежных средствах, товарах и рабочей силе в течение года. Разработав программу сбыта по всем районам рынка, фирма составляет программу заказов и складирования на весь год, чтобы быть готовой к сезонным изменениям продаж в каждом районе. Среднесрочные прогнозы охватывают период от двух до пяти лет и обычно являются экстраполяцией существующих тенденций на будущее с учетом предполагаемых изменений в парке машин, срока службы и объема продаж ранее выпущенных марок, конъюнктуры рынка и т.п.

Прогноз делается на основе прошлого товарооборота, анализа тенденций и циклов, корреляционного анализа. Ожидается корреляция сбыта машин и запчастей (с соответствующим временным лагом, переменным по номенклатурам). По возможности выявляют множественную корреляцию. Источниками информации об обгцих экономических уело-



виях могут быть официальные публикации, банковские бюллетени и т.п. Известно, например, что энергетический кризис 1973-1974 гг. вызвал сокращение продаж автомобилей, но положительно отразился на продаже запчастей по следующим причинам:

у клиентов не стало денег на новые автомобили;

ввиду нехватки топлива водители лучше следили за машинами;

по той же причине возросла доля коротких поездок, связанных с наибольшим износом деталей из-за частых разгонов и торможений.

В общем случае рассчитывается сумма спроса по плановым заменам и стохастического - по отказам. Имеются разные подходы к расчету последнего в зависимости от типа оборудования: электронное, электромеханическое, механическое, гидравлическое. Для электроники типичен пуассоновский спрос, независимый от других компонент. Разные интенсивности отказов для рабочего режима, ожидания и пребывания на полке умножаются на соответствующие количества. Обычно отказами хранящихся деталей пренебрегают. Фактические интенсивности изменяются в диапазоне от 10~ до 10 1/час. Спрос часто не коррелирован с длительностью работы под нагрузкой. Спорят о том, нужно ли при прогнозе спроса в одном месте учитывать данные о других. В статистическом смысле это желательно (уменьшается разброс итоговых оценок); но одновременно затрудняется выявление местной специфики.

Необходимо отметить существенные успехи в повышении точности расчетов износостойкости и усталостной прочности деталей, что позволяет лучше прогнозировать динамику спроса на запчасти.

Запасы некоторых деталей высокого спроса имеют оборот до 8-10 в год, но средний оборот в 3-5 раз меньше в связи с необходимостью хранения деталей с низким (нерегулярным) спросом - см. табл. 8.3 по данным 1972 г., [16].

Таблица 8.3 Бездействующие запасы

Страна

Форд

Фольксваген

Фиат

Швеция Финляндия

1/3.5 1/4

10/24 8.8/28

2/8 2/7.6



Здесь первая цифра показывает процент бездействующих запасов по стоимости, а вторая - по номенклатуре.

Некоторые импортеры сокращают мертвые и бездействующие запасы путем распределения их по складам дилеров и при появлении заявки быстро разыскивают деталь. Детали машин, снятых с производства, стараются заменить деталями относительно недавнего выпуска, если конструкция допускает замену с незначительной подгонкой. Чаще всего так поступают при ремонте подержанных автомобилей с целью последующей перепродажи. Для ликвидации мертвых и бездействующих запасов организуются специальные распродажи и аукционы, предоставляются повышенные скидки.

Статистика спроса дилеров существенно отличается от первичной: она укрупнена, сглажена и отстает от фактической картины. Ее важнейшей особенностью является групповой спрос, который предъявляется пачками случайного объема в промежуточный или центральный склад с установленной периодичностью. На этом фоне могут реализовываться (за счет клиента) экстренные поставки со складов высших уровней.

8.5.2. Распределение спроса

для резервированных систем

Резервирование технических систем фактически эквивалентно введению в них встроенного запаса, который расходуется и время от времени пополняется в процессе эксплуатации. Внешним проявлением выхода из строя резервных элементов с точки зрения теории запасов является спрос на запасные элементы, наблюдаемый только в моменты контроля исправности системы. Характеристики спроса определяются тремя факторами:

типом резерва ( холодный или горячий ),

глубиной контроля (полный или частичный),

организацией контроля (периодический или непрерывный),

которые могут сочетаться в различных комбинациях. Рассмотрим влияние каждого из них порознь.

Тип резерва определяет фактическую (в отличие от внешне проявляемого спроса) скорость расхода резервных элементов. При холодном резерве эта скорость постоянна, определяется только числом работающих элементов и не зависит от начального состояния системы. Для экс-



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 [ 82 ] 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123