Тел.факс: +7(831)437-66-01
Факторинг  Поведенческие финансы 

1 [ 2 ] 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89

-Глава 1-

О том, что мы должны делать, что на самом деле делаем и что нам стоило бы делать

На этом свете существуют три подхода к анализу принятия решений:

- нормативный;

- описательный;

- предписательный.

Нормативный анализ занимается поисками рациональных решений той или иной проблемы. Он определяет идеал, которому должны соответствовать (или стремиться соответствовать) наши решения на практике.

Описательный анализ занимается выяснением того, какие решения на самом деле принимают люди на практике.

Предписательный анализ вырабатывает практические рекомендации, которыми должны пользоваться люди, стремящиеся принимать рациональные решения.

Процесс принятия финансовых решений относится к пред-писательному анализу. Основная задача профессионального финансиста заключается в выработке такого финансового решения для своего клиента (или для самого себя), которое наилучшим образом послужило бы интересам последнего. Для выработки действительно эффективных решений финансист должен руководствоваться четкой картиной познавательных и эмоциональных слабостей инвесторов (как, впрочем, и своих собственных).

Достаточно часто инвесторы оказываются неспособными правильно определить, в чем заключаются их интересы и чего они действительно хотят, полностью игнорируют некоторые важные факты. Их способности принимать советы и жить с принятыми решениями более чем ограничены. Подобное поведение людей является следствием воздействия на их разум так называемых познавательных иллюзий [cognitive illusions].



Рис. 1. Пример визуальной иллюзии

Нижняя линия выглядит длиннее, чем верхняя. Не так ли? Но они имеют одинаковую длину! Вы можете взять линейку и убедиться в этом. Однако вряд ли это изменит ваше восприятие действительности. Нижняя линия все равно будет казаться длиннее верхней! Этот пример предоставляет нам первое важное правило:

Список элементов заимствован автором из работы: Edwards, W., Winterfeldt, D. (1986). On Cognitive Illusions and Their Implications. Southern California Law Review, Vol. 59, pp. 401-451.

Познавательными иллюзиями порождаются систематические отклонения в суждениях [biases of judgment].

Что такое познавательная иллюзия? Для того чтобы ответить на этот вопрос, достаточно вспомнить определение классической иллюзии. Иллюзия - это ошибочное восприятие явлений и фактов. Познавательная иллюзия почти идеально соответствует этому определению. Те же элементы, что составляют классическую иллюзию, можно найти и в познавательной иллюзии.

Любая познавательная иллюзия включает :

1) формальное правило. Оно определяет порядок поиска правильного решения поставленной задачи. Информация, необходимая для начала работы формального правила, содержится, как правило, в задаче;

2) суждение, отвечающее на данный вопрос. Оно не основывается на формальном правиле;

3) систематическое расхождение между правильным ответом, который дает существующее формальное правило, и суждением, вынесенным человеком. Это и есть отклонение (или, как еще говорят, сдвиг) в суждениях людей.

Как и от традиционных визуальных иллюзий, от ошибок интуитивного мышления не так-то легко избавиться. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на рис. 1.



Рис. 2. Прямые, равные по длине

Но по какой-то причине требуется, чтобы человек выбрал именно прямую А На уровне сознания мы хотели бы научиться создавать в его уме иллюзию того, что прямая А длиннее пря-

ЗНАНИЕ ИЛЛЮЗИИ ВОВСЕ НЕ ОСВОБОЖДАЕТ ВАС ОТ ЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ.

НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ ОБ ЭЮМ!

Теперь самое время выяснить, чем же мы займемся.

Наша цель - изучение познавательных иллюзий и сдвигов, которые эти иллюзии порождают в умах людей. Естественно, что особенный интерес для нас представляют финансовые аспекты той или иной познавательной иллюзии. Смысл изучения познавательных иллюзий заключается в том, чтобы получить навыки определения ситуаций, подобных рассмотренной выше, т. е. ситуаций, в которых попытка задействовать интуитивный подход для решения задачи может привести к возникновению серьезных ошибок. Вынося суждение о длине двух изображенных выше прямых, нельзя доверять одной лишь интуиции.

В подобных финансовых задачах интуиция должна быть дополнена (а еще лучше заменена) более точным инструментом - своеобразной линейкой . Подобная линейка , вовремя предупреждающая о возможных интуитивных ошибках, должна бьггь в арсенале любого профессионального финансиста. Более того, способность распознавать ситуации, в которых вероятность совершения ошибки велика, позволяет создавать финансовые ловушки для других людей.

В идеале нашей целью является приобретение таких знаний, которые позволили бы сделать с человеком следующее. Кто-то, стоящий перед выбором между двумя прямыми А и Б, хотел бы иметь прямую, обладающую максимальной длиной. Проблема в том, что прямые А и Б абсолютно одинаковы по длине (рис. 2). Поэтому, скорее всего, выбор человека между двумя прямыми будет сделан абсолютно случайным образом.



1 [ 2 ] 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89