Тел.факс: +7(831)437-66-01
Факторинг  Поведенческие финансы 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 [ 79 ] 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89

См.: Bikhchandani, S., Hirshlafer, D., Welch, I. (1992) ATheoiy of Fads, Fashion, Custom, and Cultural Change as Informational Cascades. Journal of Political Economy, Vol. Ш, pp. 992-1026. Bikhchandani, S., Hirshleifer, D.. Welch, I. (1998) Learning from the Behavior of Others: Conformity, Fads, and Informational Cascades. Journal of Economic Perspectives, Vol. 12, pp. 151-170.

НО на хорошо известном нам факте - люди имеют тенденцию переоценивать собственные способности. Особенно это верно по отношению к профессионалам. Эмпирические исследования утверждают, что профессионалы - всегда значительно более чрезмерно самоуверенные люди по сравнению с непрофессионалами.

Предвзятое отношение. Уверенность оператора в себе возрастает по мере того, как общедоступная информация подтверждает его собственные прогнозы.

Однако на практике наблюдается эффект предвзятого отношения к своим прогнозам, который заключается в том, что уверенность в себе оператора далеко не всегда снижается по мере того, как общедоступная информация начинает опровергать его собственные расчеты и прогнозы. Эмпирические работы в области психологии утверждают, что люди имеют тенденцию к тому, чтобы относить на свой счет прошлые успехи, а за провалы винить внешние факторы (независимо от того, как обстояло дело в действительности).

Построенная на этих двух предположениях теория утверждает, что фондовый рынок, на котором присутствует достаточное количество подобных операторов, будет оверреагировать на прибытие инсайдеровской (закрытой, служебной) информации н андерреагировать на прибытие общедоступной информации.

Теория информационных каскадов

Теория информационных каскадов, разработанная Бикхчан-дани, Хиршляйфером и Вэлчем, является еще одной оригинальной альтернативой процессу ценообразования на фондовых рынках!. Суть этой теории проще всего проиллюстрировать на следующем примере.

В 1995 г. два гуру менеджмента Майкл Трэйси и Фред Вирсэ-ма приобрели 50 ООО копий собственной книги Дисциплина лидеров рынка в магазинах по всей стране. Естественно, что оба гуру не стремились афишировать свое приобретение. Но



самое забавное, что магазины, в которых закупались книги, оказались магазинами, составляющими рейтинг бестселлеров газеты Нью-Йорк Тайме . Должно быть, счастливый случай! Естественно, книга сразу же взлетела на верхушку рейтинга этой газеты. Дальше - больше. Несмотря на более чем прохладные рецензии, появившиеся вскоре на книгу, она продолжала оставаться в списке бестселлеров достаточно продолжительное время и принесла хорошие прибыли своим авторам. Похоже, список бестселлеров помог книге значительно больше, чем навредили рецензии. Почему?

Уже достаточно давно имеются эмпирические данные, указывающие на то, что люди, вынужденные принимать решение в ситуации неопределенности, занимаются следующим. Они смотрят на действия других людей и стремятся имитировать их.

Так было, например, в случае с инвестиционным проектом перестройки площади Нью-Йорк Тайме. Инвесторы начали подключаться к финансированию проекта только после того, как крупные вложения в этот инвестиционный проект сделала компания Disney.

Еще один пример. Многие люди оценивают качество ресторана по количеству пустых мест, которые можно увидеть через его окно. Мало свободных мест - хороший ресторан, много - плохой. Что же делают менеджеры ресторанов, знающие об этом? Они начинают предлагать посетителям занять прежде всего такие места, которые видны с улицы, и только потом переходят к заполнению оставшейся части зала.

И такой пример. Если вы начинающий артист, то вам не помешают хлопальщики - люди, которые профессионально занимаются созданием бурных оваций. В зале хлопальщиков, как правило, не более десятка, но они могут обеспечить иллюзию бурного восторга от выступления у всего зала. И знаете что? Остальной зал вскоре может присоединиться к овации.

Подобное поведение людей является следствием имитационного поведения. Эти привычки людей уже давно известны. Макиавелли в своем Государе писал: Человек почти всегда следует колеей, проложенной другими людьми . Известный философ Эрик Хоффер утверждал: Когда люди свободны в своем выборе, они предпочитают имитировать действия друг друга... Общество, предоставляющее неограниченную свободу индивидууму, чаще всего превращается в общество безликих, абсолютно одинаковых людей .



Читатель, быстро утомляющийся простенькими моделями, может пропустить несколько следующих страниц.

Имитационные действия людей зачастую еще называют стадным поведением [herd behavior]. Какова же причина стадного, имитационного поведения больщинства людей?

Наиболее очевидная причина стремления людей имитировать действия друг друга заключается в том, что люди зачастую сталкиваются на практике с одними и теми же проблемами. Это означает, что люди оказываются одинаково информированными, поставленными перед одними и теми же возможными альтернативами и возможными последствиями своего выбора. В результате они делают одинаковый выбор. Хотя, и это естественно, различие во вкусах может приводить к различным действиям даже при условии одинаковой информированности индивидуумов.

Другая причина стадного поведения людей может заключаться в том, что люди, поставленные перед какой-то задачей, принимают решение о том, чтобы сэкономить на ее решении. Самостоятельно решать задачу - это сложно и долго, а можно еще и понести значительные издержки. Зачем? Ведь есть альтернатива: нужно войти в переговоры с другими людьми или просто понаблюдать за их действиями в аналогичных ситуациях.

Любопытно,-что вторая причина возникновения стадного поведения работает независимо от того, одинаково или неодинаково индивидуумы информированы относительно задачи. Итак, человек начинает наблюдать действия других людей в аналогичных ситуациях и по мере того, как идет время, множится количество наблюдений и появляется то, что Бикхчан-дани, Хиршляйфер и Вэлч называли информационным каскадом.

Информационный каскад - это ситуация, когда индивидуум наблюдает действия большого количества других людей и видит, что все эти люди сделали одинаковый выбор. После этого он предпринимает действие, которое в точности имитирует решения его предшественников. Проблема заключается в том, что он будет готов принять решение, аналогичное решениям его предшественников, даже несмотря на то, что доступная ему частная информация рекомендует воздержаться от этого. Не совсем понятно, о чем идет речь? Тогда нам потребуется какая-нибудь простенькая модель.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 [ 79 ] 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89