Тел.факс: +7(831)437-66-01
Факторинг  Использование волн Эллиотта 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 [ 17 ] 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104

В нашем контексте рассмотрения движущих сил рынка не имеют особого значения тонкие академические различия между такими явлениями социальной психологии, как поведение группы, толпы или массы людей.

А.С. Pigou. Industrial Fluctuations, 1927.

В этой связи нельзя не вспомнить хорошо известное утверждение Канта о том, что в мире есть только две настоящие тайны - бездонное небо над нами и моральные устои внутри нас.

Видимо, по этой причине индивидуальное и коллективное взаимодействие человека с природной и социальной средой обитания невозможно описать простыми формулами (например, бытие определяет сознание ). Каждая из сторон - участников этого процесса имеет какие-то свои тайны , которые дают о себе знать, проявляясь в тех или иных парадоксах, связанных с психологией масс .

Вот один из них; в массовом (социальном, групповом и т.д.) человеческом поведении* нередко возникают тенденции, которые не только не соответствуют естественным ожиданиям, вытекающим из каких-то определенных событий материальной и духовной жизни, а наоборот, развиваются в пику реальности.

Внезапные изменения в поведении и предпочтениях народа , не имеющие, казалось бы, какой-либо причинной связи с текущим бытием, - один из парадоксов психологии толпы .

Существуют разные модели, объясняющие поведение рынка: от океанских приливов и отливов биржевика Доу до маятника оптимизма-пессимизма английского экономиста Пигу (Pigou)**.

Однако все эти теории не могут объяснить, почему, скажем, изменения направления движения цен (не говоря уже об их диапазоне) в большинстве случаев и для подавляющего большинства участников нередко становятся полной неожиданностью.

Именно это обстоятельство и заинтересовало Эллиотта. В рамках волнового принципа он попытался вскрыть причинно-следственные связи между настроениями масс , с одной стороны, и экономическими реалиями, с другой.

Эллиотт не просто стал рассматривать психологию толпы как главенствующий фактор, ответственный за колебания рыночной конъюнктуры, а попытался объяснить объективно-закономерный характер этих процессов, который не зависит от воли и сознания людей.



Gustave Le Bon. La psychologie des foules. - Paris, 1895. Существует англи11ски11 перевод: G. Le Bon. The Crowd: a study of the popular mind. - NY, 1960. Вопросы подражания в толпе и формирования общественного мнения изучались также французским исследователем Г. Тардом (G. Tarde. Le lois de Iimitation. - Paris, 1890; G. Tarde. Lopinion de la foule. - Paris, 1901).

H.J. Eysenk (ed.). Encyclopedia of Psychology. Vol 1. - Herder and Herder, 1972.

Цит. no: H.J. Eysenk (cd.). Encyclopedia of Psychology. Vol 2. - Herder and Herder, 1972. P. 198.

Разумеется, всякое стремление психологически интерпретировать поведение рынка удивления не вызывает. Проблема психологии толпы интересовала не только экономистов, биржевиков и бухгалтеров, но и профессиональных психологов.

Серьезные научные исследования на эту тему были проведены еще Густавом Ле Боном (Gustave Le Bon (1841-1931))*.

Его авторитет в то время был столь же велик, как и авторитет Зигмунда Фрейда (1856-1939), который, в общем-то, развил идею Ле Бона о роли в поведении толпы подсознательных тенденций, освобожденных от внещнего социального контроля. Согласно Ле Бону, люди в своей массе движимы подсознательными и иррациональными импульсами**.

Необходимо выделить еще одну ( идеалистическую ) мысль, которую сформулировал Ле Бон: именно идеи лежат в основе институциональных изменений в обществе, а не наоборот***.

Таким образом, ясно, что идеи, охватывающие массы , хотя и возникают нередко на сугубо иррациональной основе, оторванной от реальности, они, тем не менее, способны стать двигателем самых разных и вполне реальных общественных процессов, в том числе и в экономической сфере. И в этом случае никакие логические построения экономической науки не способны непротиворечиво описать поведение рынка.

Согласно психологическому подходу, иррациональные импульсы, характерные для народных масс , могут находить отражение в поведении рынка, которое не имеет объяснения с позиций экономической науки.

Неизвестно, был ли знаком Эллиотт с трудами Ле Бона, но в поисках причинно-следственной связи между поведением рынка и психологией его участников он пощел именно этим путем.



См.: www.elliottwave.com (Prechter on The Wave Principle. Part 1. P. 2: интервью).

Объяснение Эллиотта

Анализируя характер движений рынка, Эллиотт пришел к выводу, что в его поведении существует некая особая логика (принцип) изменений движущих сил, действующих, вообще говоря, вне однозначной связи с экономическими реалиями. Последовательно и неумолимо данный принцип приводит к тому, что, как это ни парадоксально, благоприятные изменения наступают на фоне всеобщего недоверия, а разрушительные движения случаются в момент расцвета и уверенности в завтрашнем дне. Что касается первопричин таких явлений, то, по Эллиотту, они лежат в неких универсальных законах природы.

Эллиотт полагал, что наблюдаемые изменения в поведении рынка происходят вовсе не по экономическим законам, а по некому особому (универсальному) принципу развития. Вот почему как биржевой крах, так и экономическое выздоровление возникают неожиданно и без жесткой увязки с реалиями.

Такой подход кардинальным образом меняет взгляд на понимание причинно-следственных связей при анализе текущих событий. Например, причина падения индекса потребительского доверия видится эллиоттинцам вовсе не в появлении плохих новостей , как принято считать. Наоборот, именно новости о плохом состоянии дел в экономике являются результатом предшествующего этому негативного сдвига в настроении потребителей*. Сам же этот сдвиг имеет иные корни (он возникает под действием универсального закона природы), хотя последующее развитие затем и протекает под некоторым влиянием обратной связи . Скажем, усиление панических настроений может стать следствием негативной информации, а рост эйфории - результатом победных реляций . Однако это происходит лишь до того момента, когда движущие силы созревают для очередного разворота, который случается неизбежно и вне зависимости от того, насколько это согласуется с реально происходящим в окружающем мире.

Исходя из такого понимания, каждому последовательному стороннику теории Эллиотта очевидно, что макроэкономические рычаги воздействия сами по себе пе в состоянии оказывать существенное и долгосрочное влияние на поведение рынка. Желаемый



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 [ 17 ] 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104